Найти в Дзене

Вежливость и тактичность-чуткость

Разделяю для себя два понятия: вежливость и тактичность-чуткость. Вежливость — это культура поведения. Тактичность-чуткость — это этика мышления и чувствования. Вежливость — это соответствие формальному этикету: не повышать голос, хранить спокойное выражение лица, не употреблять бранных слов. Чуткость-тактичность (она же эмпатия) — это забота о чувствах человека, внимание к его психологическому комфорту. Соблюдая формальную вежливость, можно человека обдать таким ядом, таким холодом, что он заболеет. И наоборот, будучи чутким, можно, по ситуации, человека и матом обложить — но его это не ранит. Знаю, что у кого-то сама идея тактичности-чуткости вызывает отторжение. Им достаточно вежливости — а в душевные материи лезть нечего. «Тебе обидно — твои проблемы. Я не святоша и не обязан со всеми добреньким быть». Да, это личный выбор каждого — быть ему «хорошим» или не быть. Но мне видится, что «хорошесть» поощряется социальной эволюцией — в долгосрочной перспективе. А жёсткость, язвительност

Разделяю для себя два понятия: вежливость и тактичность-чуткость.

Вежливость — это культура поведения. Тактичность-чуткость — это этика мышления и чувствования.

Вежливость — это соответствие формальному этикету: не повышать голос, хранить спокойное выражение лица, не употреблять бранных слов. Чуткость-тактичность (она же эмпатия) — это забота о чувствах человека, внимание к его психологическому комфорту.

Соблюдая формальную вежливость, можно человека обдать таким ядом, таким холодом, что он заболеет. И наоборот, будучи чутким, можно, по ситуации, человека и матом обложить — но его это не ранит.

Знаю, что у кого-то сама идея тактичности-чуткости вызывает отторжение. Им достаточно вежливости — а в душевные материи лезть нечего. «Тебе обидно — твои проблемы. Я не святоша и не обязан со всеми добреньким быть».

Да, это личный выбор каждого — быть ему «хорошим» или не быть. Но мне видится, что «хорошесть» поощряется социальной эволюцией — в долгосрочной перспективе. А жёсткость, язвительность, насмешливость, циничность, безучастность — рано или поздно проигрывают в конкуренции социальных тактик... Хочу когда-нибудь более подробно исследовать этот вопрос и подтвердить свои наблюдения математическими моделями.

А в повседневном общении стараюсь придерживаться принципа Гиппократа «не навреди» — чтоб мой характер и мои манеры не делали больно-неудобно-неприятно кому бы то ни было. Я стремлюсь к гармонии. И если есть у меня с кем-то пусть даже малюсенький конфликтик — мне бы хотелось его разрешить.