Тихий Дон. СССР, 1957-1958. Режиссер Сергей Герасимов (сценарий по одноименному роману М. Шолохова). Актеры: Пётр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Людмила Хитяева, Наталья Архангельская, Алексей Благовестов, Даниил Ильченко, Анастасия Филиппова Игорь Дмитриев, Михаил Глузский и др.
«Тихий Дон» стал самым кассовым в кинобиографии Сергея Герасимова (1906-1985), снявшего немало популярных у зрителей фильмов. Только за первый год демонстрации этот фильм посмотрели 47 миллионов зрителей.
Вслед за романом М. Шолохова С. Герасимов сломал сложившиеся в советском кино стереотипы, что положительные персонажи (красные) — обязательно носители передовых коммунистических идей, а отрицательные персонажи (белые) — носители антигуманных идей. Персонажей в фильме практически не разделяет ни социальный, ни материальный статус (и с одной, и с другой стороны — донские казаки), мало чем отличается и их лексика. Белые персонажи выглядят, как правило, достойными противниками… Масштабный «Тихий Дон» С. Герасимова был по тем временам довольно жестким по фактуре: метания Григория Мелихова между красными и белыми воплотили в себе трагедию братоубийственной гражданской войны. И тут резко врезался в зрительскую память эпизод, где М. Глузский ярко сыграл есаула, который перед расстрелом кричал в лицо своих убийц всё, что думал и о большевиках, и об их вожде Ленине…
«Советский экран» (1957, № 22, с. 2-3) восторженно встретил премьеру «Тихого Дона», отметив, что это фильм «по своей идейно-художественной значимости и эпической монументальности, бесспорно, являет собой новый этап в развитии советской кинематографии».
В 2006 году кинокритик Юрий Тюрин, хотя уже и исходя из иных идеологических позиций, тоже отозвался о «Тихом Доне» позитивно, подчеркнув, что «с Григорием Мелеховым пришел на экран необычный герой, не изведанный ранее тип личности. Он смешал бытовавшие представления о том, каким должен быть герой - участник Гражданской войны, потому что отнюдь не был образцом преданности коммунистическим идеалам. По законам исторической и человеческой правды фильм показал Мелехова внутри небывалого слома, на перепутье эпох, когда он сам, а не кто-то за него делал решающий выбор, когда чаша весов колебалась, и персонажи кровавой драмы еще не знали, каков будет действительный исход. Такого Григория видел, создал Герасимов с помощью коллектива единомышленников. И на стороне белых, и на стороне красных Мелехов воевал со своим же народом. Тут - трагедия, тупик, проклятие... Повествование о потомственной казачьей семье Мелеховых расширялось до масштабов общей русской трагедии. … Даже при хрущевской "оттепели", даже Сергею Герасимову, пользовавшемуся поддержкой властей, никто бы не позволил показать политику большевизма в отношении к казачеству. Соответственно обрисовка коммунистов на экране далека от исторической правды… И все же в истории русского кино фильм занимает почетное место» (Тюрин Ю. «Тихий Дон» // Русское кино. 2006. https://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0055.shtml).
Итак, это были мнения кинокритиков.
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020