Есть у нас в истории такие примеры, глядя на которые понимаешь - теория вероятностей безбожно врет. Ну или мы, по традиции, не дочитали до конца пользовательское соглашение, а там внизу стоит сносочка мелким шрифтом: "на русских не распространяется"
Итак, предыстория.
Шел 1805 год. Времена были тревожные, атмосфера мерзопакостная и даже наличие рыбы в Каме не радовало. Обстановочка для Российской Империи была прямо скажем так себе.
Мы уже умудрились вляпаться в войну с Наполеоном в составе Третьей Антифранцузской Коалиции вместе с Австрией, Швецией, Англией и Неаполитанским королевством.
Тут уже одно перечисление этих самых союзничков намекает - дело в швах. Ни Англия, ни Швеция отродясь не имели вменяемой сухопутной армии. Точнее у Швеции она была, но ровно до 27 июня (по старому стилю) 1709 года, когда генеральное сражение под Полтавой помножило эту самую армию на ноль.
Австрия традиционно больше мешала, чем помогала, а Неаполитанское королевство и вовсе присутствовало исключительно для того, чтобы сделать список коалиции длиннее на пару строчек.
И в это время, когда основные силы Империи были оттянуты на сражение с французским полководчиским гением и спасение союзников, персидских шах Фетх Али решил воспользоваться ситуацией и вернуть себе контроль над территорией Азербайджана. Тем более и повод имелся: 14 мая в результате Кюрекчайский договора Карабахское Ханство перешло под руку Российской Империи.
Если кто плохо знает историю, сообщаю: прорвись персидская армия на Закавказье,она бы устроила настоящий геноцид. Персы шли убивать. Им не нужны были азербайджанцы, грузины, армяне и прочие мегрелы с аджарцами. Они очищали территорию. Такое уже было, было когда персы приходили на эти земли, а русская армия не успевала встать живым щитом между ними и коренным населением.
А о боеспособности той же грузинской армии еще Лермонтов Михал Юрьевич писал:"бежали робкие грузины". Короче, сопротивления захватчикам в случае прорыва никто бы не оказал. Повезло если б сумели уйти.
Для осуществления сих захватнических намерений, наследный принц Аббас-Мирза повел в бой армию общей численостью в 40 тыс. сабель и форсировали реку Аракс по Худаферинской переправе. Переправу оборонял легендарный 17-й егерский полк под командованием Лисаневича Дмитрия Тихоновича.
Силы были слишком неравны и полк отступил в Шушу, отправив князю Павлу Цицианову просьбу о подкреплении. Павел Дмитриевич, получив послание, грязно выругался на родном грузинском языке (настоящее имя князя Павле Димитрис дзе Цицишвили). На весь Кавказ не было ни одного лишнего солдата, не говоря уже полках и артиллерии.
Небольшая историческая справка: на всю территорию тогдашнего Кавказа и Закавказья у России имелось всего около 8000 человек личного состава, расседоточенных по всей площади (откройте карту и зацените масштаб). Уже шла война с Бонапартом и взять солдат было решительно неоткуда
Поэтому 21 июня Цицианов выслал из Елисаветполя ( Гянджа) все что смог собрать: второй батальон этого же самого полка в составе 493 человек, 2 орудиях, обоза, полковника Карягина и русского воинского духа.
Батальон выдвинулся по направлению к засевшим в Шуше основным силам полка, но спустя 3 дня (24 июня) уже на подступах к Шуше в районе Шахбулага натолкнулся на небольшой передовой отряд персов численностью около 3 - 4 тысяч сабель...
Вот согласитесь, на этом месте уже полагается писать эпитафии, нести две гвоздики и обещать никогда не забыть и зверски отомстить.
Но это был 17-й егерский полк! И история только начиналась...
Продолжение...
Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки и делитесь в соцсетях:) У меня интересно:)