Здравствуй, дорогой читатель! В предыдущих публикациях мы говорили о том, сколько позволяют заработать агрегаторы в современных реалиях, в этой статье мы поговорим о том, кто может зарабатывать описанные миллионы.
============
Официальная группа в телеграм Московского Профсоюза Таксистов.
Группа Facebook Московского Профсоюза Таксистов.
============
Конечно, простой обыватель скажет — сейчас в такси только дурак не работает! И будет отчасти прав, дураку психиатр справочку не подпишет для получения прав, но если они у него уже есть, то ничто не мешает ему (без пяти минут будущему миллионеру) открыть доску объявлений, найти предложение по сдаче машины в аренду, скататься туда, взяв с собой паспорт и права (как показывает печальная практика сдачи в аренду автомобилей некоторыми предпринимателями, можно не настоящие даже), установить приложение в телефон, сфотографировать машины с разных ракурсов, документы (не всегда настоящие) себя, жену, тещу, собаку, получить пачку проштампованной «путевой документации» и через пару минут быть уже на линии и выполнять заказы. Все. И правда, с данной цепочкой мероприятий справится практически любой человек.
Давайте теперь попытаемся разобраться, что же наш герой (пусть его зовут Иван, Иван-таксист) сделал не так? И почему в кругу настоящих таксистов Ивану не стоит громко говорить о том, что он таксист? Ведь в приличном обществе за такие выражения могут и канделябром по лицу дать. Для анализа его ошибок мы воспользуемся действующими законодательными нормами, а также КоАП. Да, ничто не стоит на месте, да, рассматриваются новые поправки и законы, но пока мы будем исходить из того, что есть.
Во-первых, Иван, как физическое лицо, взяв машину в аренду для осуществления перевозок пассажиров и багажа и не зарегистрировавшись предварительно в качестве индивидуального предпринимателя, нарушил ст.9, п.1 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года, за это предусмотрено наказание п.14.1 КоАП РФ (незаконная предпринимательская деятельность) в размере от 500р до 2000р.
Во-вторых, даже если Иван-таксист все же оформил себе статус индивидуального предпринимателя, но не получил на себя разрешение на перевозку пассажиров на арендованную им машину, он нарушает пункт 14.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без получения соответствующего разрешения), что грозит штрафом от 2.000 до 500.000 рублей с возможностью конфискации орудия производства. В данном случае это его арендованная машина. Доказывать потом хозяину автомобиля, что он и не знал о необходимости получения соответствующего разрешения, придется долго и муторно. Или не придется доказывать вовсе.
В-третьих, если вдруг, Иван потерял свои документы, а работать в такси ему хотелось вот прям сейчас и сразу, а ничего лучше он не придумал, как пойти к другу Федору (художественных дел в фотошопе мастеру), чтобы тот ему быстро нарисовал и распечатал права с паспортом, то Ивану светит уже не штраф из КоАП, а статья 387 УК РФ (подделка документов). До трех лет, однако.
В-четвертых, при проверке путевой документации Иван дал всю пачку путевых листов, он же не знает, где, кто и что должен подписать? Может проверяющие сами должны их подписывать? Но он ошибся, заполнять путевой лист должны были в таксопарке, медик и механик ставят свои подписи, разрешая выход на линию, без их подписей (не печатей!) Ивану грозит наказание предусмотренное статьей 12.31.1 КоАП РФ (нарушение порядка оформления путевой документации) в размере два по 3000рублей и практически гарантированная конфискация ТС, ведь он не собственник.
В-пятых, допустим, все предыдущие пункты Ивана миновали или на них проверяющие закрыли глаза (не просто так, конечно же), то что грозит ему, в случае контрольной закупки? Ведь онлайн-кассы в машине нет ( кто ж ее ставит? Налоги что ли хотите платить?), а выдать чек за наличные он обязан, как быть? Невыдача кассового чека для него обойдется от 1500 до 2000 рублей, согласно ст.14.5 КоАП РФ. Про штрафы для юрлица говорить не будем, Иван эту машину сбросит через день работы где-то во дворе, номер телефона сменит и пусть владелец машины его ищет. Хватит, «натаксовался». Вот так легко и непринужденно Иван-таксист просто взяв машину в аренду у улыбчивого и находчивого предпринимателя, выполнив всего один заказ (который, волей случая оказался контрольно-закупочным), попал на сумму от 8000 до 10000 рублей. Заработал? Не поспоришь!
Hint! В нынешних реалиях нет запрета на аренду автомобиля, но есть запрет на осуществление предпринимательской деятельности на данном авто. Если внимательно посмотреть практически любой договор аренды автомобиля такси, то там будет указано, что данный автомобиль передается в аренду для личного пользования, ну а если там будет указано «для работы в такси», это не более чем не значимая часть притворного договора. Хотя есть тоже нюанс, по крайней мере в Москве, если нет путевого листа, но есть на руках договор аренды — машину все равно заберут, потому что управлять коммерческим транспортом можно на основании путевого листа или права собственности. Такие дела.
К сожалению, юридическая грамотность у простого обывателя находится на достаточно низком уровне, никто не занимается просвещением масс. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, как нельзя лучше характеризует ситуацию с Иваном в такси. Ведь если бы он знал о всех рисках, штрафах, разве он стал бы нарушать закон? Конечно же нет! Он бы обязательно разобрался, сделал все правильно и никогда бы не совершил тех гипотетических ошибок, что мы разобрали в начале статьи. К сожалению, таких «Иванов» в отрасли перевозок сейчас больше 70%. И не только «Иванов», но и «Умаров», «Азаматов», «Асалбеков» и прочих.
Dura lex sed lex.. Однако.. Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.
Если бы контролирующие органы в должной степени занимались бы контролем в сфере таксомоторных перевозок, то такого бардака как сейчас, не было бы. Наши законодатели в который раз пытаются придумать новые законы, но достаточно было бы требовать в жесткой форме исполнения существующих, тогда бы такого понятия как «взять машину для такси в аренду» просто бы не было. Но давайте не будем отбирать хлеб у прокуратуры, ведь именно это ведомство занимается надзором за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, давайте поможем Ивану-таксисту разобраться, как начать работать в такси правильно и чтобы за это не быть наказанным ни канделябром (если окажется в приличном обществе таксистов), ни строгими законами нашей необъятной Родины.
Небольшая ремарка. Буквально на днях, в одном из пабликов VK наткнулся на горячее обсуждение любителей пельменей, как их правильно есть. Один уверял, что есть пельмени можно только в жаренном виде и только со сметаной, второй говорил, что только вареные с бульончиком и зеленью, третий грозился предать первых двух анафеме и требовал признать употребление жаренных пельменей с кетчупом единственным верным способом поглощения пищи богов. Шутка. Они все спорили о том, кто и как должен заполнять путевой лист для такси. Но количество мнений зашкаливало! Клянусь! Хотя, казалось бы, есть руководящие документы, где четко прописано, что, кем и где заполняется. К сожалению, в очередной раз должен констатировать факт — из-за разбросанной по разным источникам информации, люди не могут ее систематизировать и разобраться раз и навсегда, хотя с той частотой, как меняются требования к заполнению путевой документации (это происходит раз в год примерно), уследить за всеми изменениями не всегда удается.
Итак, чтобы Ивану стать настоящим таксистом, ему необходимо одеть форменную фуражку таксиста, кожаную куртку, раскочегарить дедовскую «Волгу» и начать развозить туристов от Казанского вокзала до Ленинградского.. Да-да, по всем столичным пробкам, а что вы хотите? В Москве всегда пробки! Шутка.
Давайте не будем углубляться в тонкости, а просто обозначим несколько атрибутов настоящего столичного таксиста:
- он индивидуальный предприниматель, исправно платящий налоги, отчисления (если предусмотрены налоговым режимом);
- у него собственный автомобиль с разрешением полученным на свое же ИП;
- он может назвать все улицы, по которым поедет от Кремля до своего дома.
Конечно, можно возразить, что согласно действующему законодательству не только ИП могут заниматься перевозками, но и сотрудники ООО или ИП, которые у них трудоустроены, но.. Таких водителей осталось меньше 5% из общей массы. Объясняется это просто — работодатели не хотят платить 43% налогов и взносов за водителей , а также предоставлять оплачиваемые отпуска и больничные, поэтому придумываются различные схемы (заявления на неполный рабочий день, фиктивные договоры и прочие). Некоторые парки, с введением нового налогового режима «Налог на профессиональный доход» (в простонародье «Самозанятый») начали активно требовать от водителей оформиться «самозанятыми» и платить за себя налоги, но давайте вернемся к началу статьи и несчастному Ивану-таксисту — даже такое решение находится вне рамок правового поля в нынешней ситуации.
Вот и получается, что 70% так называемых «таксистов» вне рамок законодательства, но при этом устраивают бойкоты, забастовки и выдвигают требования к агрегаторам. Комичность ситуации также заключается в том, что предложи большинству из них сейчас легализоваться (и я говорю не только о получении разрешения на перевозку), чтобы их требования и к властям и к агрегаторам звучали хоть сколько-нибудь обоснованными — они откажутся. В лучшем случае, покрутят пальцем у виска, в худшем будет нецензурная брань - «мы что? Совсем дураки еще и налоги платить»?
Так и живет Иван-таксист с приятелями Умаром, Азаматом и Асалбеком, приехавшими в гости к нему поддержать бойкот и выдвинуть свои требования. Чтобы что-то требовать, нужно что-то отдавать взамен. Взывая к государству в попытке взять под контроль агрегаторов, необходимо для начала начать соблюдать требования законодательства данного государства, а с этим пока проблемы.
В следующей статье мы подробней поговорим о том, как Ивану-таксисту стать легальным перевозчиком, чтобы его требования звучали убедительно, разберем и сравним доступные налоговые режимы, а также изучим вопрос «почему кот мышей не ловит». До встречи, дорогой читатель!
Сергей Волков
Московский Профсоюз Таксистов