Найти тему
КОРНЕЙ ПРУТКОВ

Сериал НЕНАСТЬЕ. Просто восторг! Сюжет о советской правде

Оглавление
«Всё, что могло сбыться, у него уже сбылось, а чему не бывать — тому и не бывать, аминь; но непрошенное равновесие судьбы оказалось невыносимо, и Герман нарушил его, сдвинув на карабине флажок предохранителя.»

Именно так, с места — в карьер, начинается новейший роман Алексея Иванова «Ненастье».

Сказать, что это великолепный стилистически выверенный новый русский литературный триллер, значит, - ничего не сказать.

Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018).  А. Яценко (Герман) и Т. Лялина (Татьяна). Фото из открытых источников
Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018). А. Яценко (Герман) и Т. Лялина (Татьяна). Фото из открытых источников

И не даром этот труд уже успели наградить премией «Проза года», а взыскательный мэтр интеллектуальной беллетристики, растроганно порекомендовал его всем к обязательному прочтению! Да-да, западник Г. Чхартишвили «снизошел» до «ватнического» автора «Географа..» - испытав, видимо, истинный древне-греческий катарсис, как и ваш покорный слуга.

Думаю, любого соотечественника от 35 до 60 «Ненастье» проберет до глубины души, ведь это, по сути, талантливо воплощенный в буквы срез нашего советско-постсоветского сознания. Это то, что бурлит воспоминаниями в нас сегодняшних, осмысляющих на кухнях скучное потребительское бытие.

Чумовой панк-рок (в метафизичеком смысле) 90-х при всем его лютом мраке, живет в нас яркими красками: надежд, потрясений, потерь, обретений, страха, мужества, героизма и внезапно рухнувшей на нас свободы. Мы помним, как верили, выходили в жизнь, пытались устроить быт, влюблялись, переквалифицировались в менеджеры, рожали детей.. Наивные родные чистодушные постсоветско-русские люди

Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018). Фото из открытых источников
Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018). Фото из открытых источников

Композиция романа волнообразна, сложна. Волна 2000-х, волна 80-х, волна 90-х; подмосковный городок Батуев, Афганистан, Индия, Египет. Читая, ты ждёшь продолжения первой волны, неосознанно ныряешь в неё с головой, но автор с характерным смешком Егора Летова (см. конец его песни «Евангелие») пускает новую волну — с флешбэками героев или сиквелами 20 лет спустя. В которые ты тоже погружаешься, как в новые сюжеты — до следующей главы. Так искусно, переплетая волны, автор в HD-качестве, создает целую эпоху нашей жизни 80-е - конец 2000-х.

При начале чтения создаётся впечатление, что это изящная жанровая беллетристика. Так лихо закручен сюжет, так динамично развиваются события, так подробно расписана криминальная суета. Как в детективах Даниила Корецкого или Фридриха Незнанского, которые поддонами продавались в России в начале 90-х. Или подобно сериалу «Бандитский Петербург». Однако потом понимаешь, что «Ненастье» многослойней и насквозь пронизано «проклятыми» русскими вопросами: тварь я дрожащая или право имею, кто виноват, что делать, война и мир, беспощадный бунт. Со всеми причитающимися Сонями Мармеладовыми, Татьянами Лариными и Настеньками из сказки «Морозко» (если рассматривать женские типы).

Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018). Фото из открытых источников
Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018). Фото из открытых источников

К слову, хитрый Алексей Иванов именами главных героев: Германа и Танюши отсылает читателя к.. Пушкину! Немец Германн в «Пиковой даме» идет на риск и ставит на кон всё (шепотом: и ружьё у него не стреляет!), а Танюша — это ж томящаяся фантазерка Татьяна Ларина XX тире XXI века. У Тани здесь и отчество ни много ни мало — Ярославна. Получается писатель этакий русский сквозьвековой плач Ярославны помещает в роман.

Основная сюжетная интрига (никаких спойлеров!) - стремление быть счастливым всем смертям назло. Как это может осмыслить человек, прошедший Афганистан и оказавшийся на обочине жизни потребительских 2000-х.


Кроме классической русской литературы, при чтении «Ненастья» вспомнился мой любимый
телесериал «Меч»:

«..для Сереги «Коминтерн» был механизмом справедливости. Был сопротивлением.. Одновременно общественная организация, корпорация из разных бизнесов и преступная группировка».

Даже у одного второстепенного героя фамилия — Флёров (Актер, сыгравший заглавную роль в «Мече»). А конец романа — как концовка первого сезона этого сериала.

Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018). А. Горбатов ("Лихолет") и А. Яценко (Герман). Фото из открытых источников
Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018). А. Горбатов ("Лихолет") и А. Яценко (Герман). Фото из открытых источников

Также Иванов (может, книгоиздатель?) в одной из «волн» практически воссоздаёт мегабестселлер «Шантарам»! Читая, ждёшь, вот-вот Прабакер выскочит. А Герман в Афганистане словно ведет бой в горах с героями Г.Д. Робертса (там главный персонаж на стороне моджахедов стреляет в нас, русских). Но, пожалуй, не отнесу это к минусам «Ненастья» - индийский колорит здорово «забирает», а автору-издателю — респект за профессиональное чутьё.


Из минусов для меня — пожалуй, всё-таки нехватка интеллигентской рефлексии, ведь в романе практически все действующие лица — без высшего образования. Пастернаковское начало: «-Кого хоронят? -Живаго» - конечно, к «Ненастью» бы не подошло. Однако, полагаю, такова задумка автора — раскрыть мир обычного советско-русского человека, а не отдельно-взятое сознание диссидентствующего, скажем, Клима Самгина. Нарисовать эпоху — изобразить привычный мир множества людей.

Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018). А. Голубев (Виктор Басунов)
Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018). А. Голубев (Виктор Басунов)

Мне кажется, Алексей Иванов блестяще уловил некий художественный формат сегодняшнего дня. Писать как в XIX веке уже нельзя: неспешное громоздкое плетение словес не находит отклик в сердце обычного современника. Ритм жизни изменился. Вместо того, чтобы записать показания электросчетчиков — мы их фотографируем телефоном, а длинные письма (тем более, на бумаге) не пишем совсем. XXI век. Хочется и красиво, и по сути.

Такое «Ненастье» и получилось: по-пушкински простой и изящный текст, вскрывающий коды современного жителя России. Не оторвешься!


Среди книг самого Алексея Иванова роман "Ненастье" поставил бы рядом прежде всего с
"Золотом бунта", "Сердцем Пармы"и романом "Географ глобус пропил". Налицо совершенствование мастерства писателя - таким живым литературным языком, даже такое чувство - с певучей лёгкостью, написана эта вещь.
Закончу ключевой («эгрегоральной», если можно так выразиться) цитатой романа:

«Афган не сделал нас лучше. Но он не в военнике, а внутри. Ты можешь себе говорить: «Этот парень был в Афгане, значит, я буду ему верить». Не потому, что «афганец» - значит, хороший, а потому, что тебе самому надо кому-то верить. Бога-то нет. Коммунизм мы решили не строить. А причина, чтобы верить другим, все равно нужна. Всегда должны быть свои, и нужен способ превратить чужих в своих. Вот Афган стал таким способом. Неправильно жить наособицу».
Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018). ГКЧП.
Кадр из фильма Сергея Урсуляка "Ненастье" (2018). ГКЧП.

Экранизация этого романа А. Иванова стала такой же пронзительно захватывающей, ностальгичной, как и сама книга. Улыбаешься сквозь слёзы, глядя на нас, русско-советских 30-летней давности. Жили как могли, хотели как лучше, крутились, перестраивались..

О фильме бы я просто сказал - ОГОНЬ!

Идентификация постсоветского бытия. Бродского и Кортасара там нет, но зато смотрится на одном дыхании. Родные простые советско-русские люди.

Лейтмотив: эй, я думал это только у меня в башке, но нас - легион. Свяжи мою нить в узелок.

Прочитайте.

Посмотрите.

Еще по теме:

СССР 2.0. Холоп в резервации?

Сериал "МЕЧ". Просто восторг! Фильм о русской правде

-7

В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ

Буду признателен за донаты на новые книжки:

СПАСИБО!