«Всё, что могло сбыться, у него уже сбылось, а чему не бывать — тому и не бывать, аминь; но непрошенное равновесие судьбы оказалось невыносимо, и Герман нарушил его, сдвинув на карабине флажок предохранителя.»
Именно так, с места — в карьер, начинается новейший роман Алексея Иванова «Ненастье».
Сказать, что это великолепный стилистически выверенный новый русский литературный триллер, значит, - ничего не сказать.
И не даром этот труд уже успели наградить премией «Проза года», а взыскательный мэтр интеллектуальной беллетристики, растроганно порекомендовал его всем к обязательному прочтению! Да-да, западник Г. Чхартишвили «снизошел» до «ватнического» автора «Географа..» - испытав, видимо, истинный древне-греческий катарсис, как и ваш покорный слуга.
Думаю, любого соотечественника от 35 до 60 «Ненастье» проберет до глубины души, ведь это, по сути, талантливо воплощенный в буквы срез нашего советско-постсоветского сознания. Это то, что бурлит воспоминаниями в нас сегодняшних, осмысляющих на кухнях скучное потребительское бытие.
Чумовой панк-рок (в метафизичеком смысле) 90-х при всем его лютом мраке, живет в нас яркими красками: надежд, потрясений, потерь, обретений, страха, мужества, героизма и внезапно рухнувшей на нас свободы. Мы помним, как верили, выходили в жизнь, пытались устроить быт, влюблялись, переквалифицировались в менеджеры, рожали детей.. Наивные родные чистодушные постсоветско-русские люди
Композиция романа волнообразна, сложна. Волна 2000-х, волна 80-х, волна 90-х; подмосковный городок Батуев, Афганистан, Индия, Египет. Читая, ты ждёшь продолжения первой волны, неосознанно ныряешь в неё с головой, но автор с характерным смешком Егора Летова (см. конец его песни «Евангелие») пускает новую волну — с флешбэками героев или сиквелами 20 лет спустя. В которые ты тоже погружаешься, как в новые сюжеты — до следующей главы. Так искусно, переплетая волны, автор в HD-качестве, создает целую эпоху нашей жизни 80-е - конец 2000-х.
При начале чтения создаётся впечатление, что это изящная жанровая беллетристика. Так лихо закручен сюжет, так динамично развиваются события, так подробно расписана криминальная суета. Как в детективах Даниила Корецкого или Фридриха Незнанского, которые поддонами продавались в России в начале 90-х. Или подобно сериалу «Бандитский Петербург». Однако потом понимаешь, что «Ненастье» многослойней и насквозь пронизано «проклятыми» русскими вопросами: тварь я дрожащая или право имею, кто виноват, что делать, война и мир, беспощадный бунт. Со всеми причитающимися Сонями Мармеладовыми, Татьянами Лариными и Настеньками из сказки «Морозко» (если рассматривать женские типы).
К слову, хитрый Алексей Иванов именами главных героев: Германа и Танюши отсылает читателя к.. Пушкину! Немец Германн в «Пиковой даме» идет на риск и ставит на кон всё (шепотом: и ружьё у него не стреляет!), а Танюша — это ж томящаяся фантазерка Татьяна Ларина XX тире XXI века. У Тани здесь и отчество ни много ни мало — Ярославна. Получается писатель этакий русский сквозьвековой плач Ярославны помещает в роман.
Основная сюжетная интрига (никаких спойлеров!) - стремление быть счастливым всем смертям назло. Как это может осмыслить человек, прошедший Афганистан и оказавшийся на обочине жизни потребительских 2000-х.
Кроме классической русской литературы, при чтении «Ненастья» вспомнился мой любимый телесериал «Меч»:
«..для Сереги «Коминтерн» был механизмом справедливости. Был сопротивлением.. Одновременно общественная организация, корпорация из разных бизнесов и преступная группировка».
Даже у одного второстепенного героя фамилия — Флёров (Актер, сыгравший заглавную роль в «Мече»). А конец романа — как концовка первого сезона этого сериала.
Также Иванов (может, книгоиздатель?) в одной из «волн» практически воссоздаёт мегабестселлер «Шантарам»! Читая, ждёшь, вот-вот Прабакер выскочит. А Герман в Афганистане словно ведет бой в горах с героями Г.Д. Робертса (там главный персонаж на стороне моджахедов стреляет в нас, русских). Но, пожалуй, не отнесу это к минусам «Ненастья» - индийский колорит здорово «забирает», а автору-издателю — респект за профессиональное чутьё.
Из минусов для меня — пожалуй, всё-таки нехватка интеллигентской рефлексии, ведь в романе практически все действующие лица — без высшего образования. Пастернаковское начало: «-Кого хоронят? -Живаго» - конечно, к «Ненастью» бы не подошло. Однако, полагаю, такова задумка автора — раскрыть мир обычного советско-русского человека, а не отдельно-взятое сознание диссидентствующего, скажем, Клима Самгина. Нарисовать эпоху — изобразить привычный мир множества людей.
Мне кажется, Алексей Иванов блестяще уловил некий художественный формат сегодняшнего дня. Писать как в XIX веке уже нельзя: неспешное громоздкое плетение словес не находит отклик в сердце обычного современника. Ритм жизни изменился. Вместо того, чтобы записать показания электросчетчиков — мы их фотографируем телефоном, а длинные письма (тем более, на бумаге) не пишем совсем. XXI век. Хочется и красиво, и по сути.
Такое «Ненастье» и получилось: по-пушкински простой и изящный текст, вскрывающий коды современного жителя России. Не оторвешься!
Среди книг самого Алексея Иванова роман "Ненастье" поставил бы рядом прежде всего с "Золотом бунта", "Сердцем Пармы"и романом "Географ глобус пропил". Налицо совершенствование мастерства писателя - таким живым литературным языком, даже такое чувство - с певучей лёгкостью, написана эта вещь.
Закончу ключевой («эгрегоральной», если можно так выразиться) цитатой романа:
«Афган не сделал нас лучше. Но он не в военнике, а внутри. Ты можешь себе говорить: «Этот парень был в Афгане, значит, я буду ему верить». Не потому, что «афганец» - значит, хороший, а потому, что тебе самому надо кому-то верить. Бога-то нет. Коммунизм мы решили не строить. А причина, чтобы верить другим, все равно нужна. Всегда должны быть свои, и нужен способ превратить чужих в своих. Вот Афган стал таким способом. Неправильно жить наособицу».
Экранизация этого романа А. Иванова стала такой же пронзительно захватывающей, ностальгичной, как и сама книга. Улыбаешься сквозь слёзы, глядя на нас, русско-советских 30-летней давности. Жили как могли, хотели как лучше, крутились, перестраивались..
О фильме бы я просто сказал - ОГОНЬ!
Идентификация постсоветского бытия. Бродского и Кортасара там нет, но зато смотрится на одном дыхании. Родные простые советско-русские люди.
Лейтмотив: эй, я думал это только у меня в башке, но нас - легион. Свяжи мою нить в узелок.
Прочитайте.
Посмотрите.
Еще по теме:
Сериал "МЕЧ". Просто восторг! Фильм о русской правде
В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ
Буду признателен за донаты на новые книжки:
СПАСИБО!