Мифы, сказки, легенды - всегда отражают идеи, витающие в обществе в определенный период времени. И сами оказывают влияние на общество, становясь основой архетипических сюжетов.
На примере диснеевских принцесс можно проследить, как изменились представления о женской судьбе за последние 100 лет.
1937 - Белоснежка.
Первая принцесса созданная компанией Дисней. Робкая, тихая, покорная, ждет своей участи, не предпринимая никаких попыток к тому, чтобы самой влиять на свою жизнь. Все происходит под воздействием внешних сил: злая мачеха выгнала и усыпила, принц - спас поцелуем.
1950 - Золушка.
Героиня, на многие годы ставшая главным символом женской мечты: простая скромная трудолюбивая девушка получает жизнь мечты выйдя замуж за принца. Все изменения происходят опять же за счет внешних воздействий: вмешательства доброй феи и волшебных предметов.
1959 - Спящая красавица.
Так же, как и ее предшественницы - вся во власти внешних сил: злая фея - заколдовала, принц - разбудил поцелуем.
В общих чертах все эти героини похожи тем, что находятся в пассивной позиции жертвы. Принцип жизни: попала в трудные обстоятельства - сиди жди, пока тебя спасет принц.
1989 - Русалочка.
Первая героиня, которая перестает покорно ждать своей судьбы и начинает противостоять традициям, вступает в конфликт с отцом и бросает вызов тому образу жизни, который видит с детства. Встреча с принцем не финал - а поворотный момент, после которого она решает действовать сама для своего счастья.
1991 - Красавица и Чудовище.
Бель продолжает тему сепарации от родителей, вопреки мнению отца уходит жить к чудовищу. В результате самостоятельно принятого решения получает свое счастье: расколдовывает принца и выходит за него замуж.
1992 - Алладин.
1998 - Мулан.
2016 - Моана.
Всех трех героинь объединяет главное: они ломают гендерные стереотипы, бросают вызов сложившимся традициям, устоям, хотят быть хозяевами своей судьбы и успешно это реализуют.
2009 - Принцесса и лягушка.
Тиана - героиня нового поколения мечтающая о самореализации, а не замужестве. Весь сюжет вертится вокруг ее страстного желания иметь свой ресторан. Любовь появляется на пути движения к своей мечте.
2010 - Рапунцель
2012 - Храбрая сердцем.
Рапунцель и Мериду объединяет то, что на передний план в сюжете выходит сепарация от материнской фигуры. У Рапунцель отделение от образа плохой матери, у Мериды - от образа хорошей матери.
2013, 2019 - Холодное сердце.
Первый мультфильм, в котором одна из главным героинь - Эльза, оказывается противоречивой фигурой. Она - та, кто сначала создала проблемы, и она та - кто их преодолела. В центре сюжета - внутренняя трансформация Эльзы и отношения между сестрами. Влюбленность в принца с первого взгляда - высмеивается.
2018 - Ральф против интернета.
Гениальный мультфильм, в котором затронуто очень много разных и важных тем: самореализация, созависимые отношения, безопасность в интернете. Эволюция принцесс в нем выходит на новый уровень. Когда Ванилопа оказывается среди принцесс и они проверяют точно ли она одна из них - главный критерий: “Про тебя тоже думают, что все в твоей жизни наладится, стоит в ней появится мужчине?” “Фу, какой бред”. Принцессы наряжаются в футболки, а в конце превращаются в супергероев и спасают Ральфа используя свои супер возможности.
Наши дети растут на образах принцесс последних десятилетий и они совершенно другие, чем тем, что были 60 лет назад.
Быть терпеливой, скромной и покорной, выйти замуж - ценности принцесс прошлого века. Разрушение стереотипов, преодоление страхов, самореализация - главные ценности современных принцесс.
Мне ужасно любопытно, что будет дальше?