Опера, самый прекрасный и самый любимый мною жанр, может говорить о самом ужасном, что случилось в истории XX века. “Фрау Шиндлер” - это то, что я готова порекомендовать каждому из вас с легким сердцем.
Потому что это прекрасная опера.
От нескольких сцен в груди сжимается все то, что там может сжиматься. Вот Эмили Шиндлер стоит полураздетая на пепле. Пепел - ключевой символ постановки, им засыпана сцена, он вываливается под ноги героини, он сдвигается к ногам зрителей к концу спектакля и не наступить на него у вас не получится. Потому что вы должны на него наступить. Потому что на этом пепле стоит история современного человечества. Этот же пепел съедает шаги евреев-рабов, которые несут обмороженные трупы своих сограждан. Из-за этого в тишине они выглядят как бестелесные духи, которые двигаются, не издавая ни одного звука.
Вот евреи поют о том, что они живы. Заканчивается первый акт и ты начинаешь видеть в массе хора-евреев реально живых людей, которые ВЫЖИЛИ просто потому, что у них есть работа. “Мы выжили” (если я не путаю) - и сразу понятен смысл всех телодвижений главных героев, даже если из-за нездоровой акустики вы не разобрали половины слов в первом действии.
Ах да, вам не страшно входить в зал? Мне было страшно. По-моему это генетическая память - пугаться человека со свастикой на руке и автоматом.
Второй акт чуть интереснее и музыкально и вокально - здесь больше ярких арий, здесь начинаются эмоции, а сюжет закручивается все больше. Скромные, но удачные декорации - не то поезд, не то камера, не то что-то фантастическое. Действие сбалансировано с двух сторон, потому что те, кто сидит с краю, не видят того, что происходит в противоположном конце, но оно же происходит и с их края - это повод сказать спасибо постановщикам.
Кстати, все эти три без малого часа вы будете наслаждаться костюмами, они бесповоротно прекрасны. И, конечно, я хочу пару слов сказать об артистах.
Вообще это спектакль про то, как за 2 часа и 40 минут влюбиться в Наталью Зимину. Ее нетипичная харизма, как и красота голоса, раскрываются ближе к концу спектакля, когда ее Эмили уже бесповоротно становится вам родным персонажем. В паре с ней по сцене красиво ходит Дмитрий Кондратков (ну угадайте кого играет), со всех сторон приятный, но я бы хотела услышать его в другом произведении и явно в другой день. Окончательно добивает очаровательная Мария Макеева (Марта Маркер) - помимо красоты у нее еще и очень здоровский голос. Звездочкой пометила Дмитрия Никанорова (один из трех нацистских офицеров, хотя они прекрасны всей троицей).
Если с артистами все понятно, то немного о музыке.
С музыкальной точки зрения для меня, как для слушателя, опера показалась слишком минималистичной (но, слава богу, не таким стремным звуковым месивом, как “Пассажирка”). Ярких музыкальных моментов во “Фрау Шиндлер” мало, да и те звучат как саундтрек к американскому фильму, который хочется пересмотреть не более двух раз. Да что уж говорить - музыка никакая, бледная и как будто ее вообще нет (а кое-где в прямом смысле нет). Отдельного побиения камнями заслуживает идея перевести оперу на русский язык - лучше бы я три часа читала субтитры, чем слушала, как прекрасные артисты с хорошими голосами спотыкаются о нерифмованный текст.
Ну ладно уж. Все это совсем не портит общее впечатление, потому что потрясающее либретто в сочетании с очень сильной режиссурой, причиняют непоправимое удовольствие.
Финал оперы - ну вот ни отнять, ни добавить. И историческая пост-справочка, и переход к современности (Эмили Шиндлер умерла в 2001 году) и трогательная точка в непростых отношениях главной героини с мужем. Оскар Шиндлер, как мы понимаем из всей истории, был человеком очень тяжелым. По воспоминаниям самой вдовы, он не был героем, а был просто неисправимым авантюристом. Но история расставила все так, как посчитала нужным. Немного забыв о подвиге самой Эмили, который вообще-то был. Теперь справедливость восстановлена.
Вот тут можно почитать интересную статью об Эмили Шиндлер. Погрузитесь в эту историю, она этого достойна.
Нина Бенуа
#театроscope