Поведение моих коллег в текущем учебном году заставило меня задуматься об истинных психолого-социальных проблемах педагогических работников. Для понимания читателя, объясню ситуацию.
В педагогической профессии мой опыт составляет более 15 лет, на всем трудовом пути, то заведение, в котором работаю, долго – второе. На прежнем месте была руководителем и столкнулась с проблемой увольнения педагогов в возрасте от 30 до 40 лет. Сегодня наблюдаю идентичную ситуацию. Стоит отменить, что увольняются те сотрудники, которые любят свою профессию, свое учебное заведение и достаточно активные в своей работе. А главное, их активность имеет хороший результат – это победы в конкурсах, хорошая организация внутренних мероприятий и многое другое, что важно для работодателя.
Работодатель кого смог удержать, сделал это (респект директору), но есть и те, кого сохранить в рядах педагогических работников не удалось.
И вот суть моего наблюдения:
-возраст от 30-до 40 – это период сохраняющейся профессиональной и жизненной активности, в совокупности с хорошим опытом, а главное, сотрудник психологически стабилен – личность устоявшаяся, у большинства семьи, длительные отношения с противоположным полом и многое другое, на что обращают внимание при приеме на работу;
- с другой стороны – этот возраст опасен: происходит переоценка ценностей, так как уже есть, что переоценивать и есть, с чем сравнивать! Ты смотришь на подрастающее поколение, наблюдаешь, отношение молодых специалистов к своей работе, а самое главное, отношение администрации к их «профессиональному» поведению….ты смотришь и ненавидишь! – я называю это синдромом старшего ребенка, когда к младшим детям относятся снисходительнее, им прощают то, за что тебя жестоко наказывали, им разрешают то, что тебе категорически запрещалось! Ты тратил личное время для отдыха на работу, а они уже на выходе из здания, отключают в телефонах «рабочие» сим-карты….примеры можно перечислять до бесконечности…а самое обидное в том, что при проведении важных мероприятий тебя определяют им в помощь, ведь они только начинают, а ты – опытный, а главное, ответственный…ты отвечаешь и за себя, и за «того парня»…в итоге, молодому специалисту грамота и премия, а тебе личная благодарность руководителя! А ведь делал все ты! Ребята пришли на репетицию, благодаря твоему авторитету, дали помещение для репетиции под Твою Ответственность, а деньги заработал не Ты!
- ты приходишь домой, где тебя ждут (родные люди), нет – домашние дела! Все выходные ты пробегал между кухней, ванной, где работает стиральная машина и ноутбуком, в котором ты создаешь очередной ненужный шедевр презентации для мероприятия, урока, сайта учебного заведения или печатаешь бессмысленный план! В понедельник ты являешь творение завучу, он чиркает в нем, якобы исправляя ошибки, которые сам же намерено, заложил, а начинающий специалист, проведя все выходные в гостях, на отдыхе, открыто об этом заявляет! И, внимание, ему продлевают срок и снимают уроки, нагло доставляя замену в Мое расписание!
О какой профессиональной удовлетворенности можно говорить!
Классический прием многих руководителей на каждом совещании – избитая, но работающая фраза: «А где Вас ждут? Там, за невидимой дверью стоит очередь безработных, готовых занять ваши рабочие места!»
Не выдерживают прессинга самые трудоспособные, опытные сотрудники. С болью они оставляют свои рабочие места….Они осваивают новые профессии, знания, умения….и больше никогда не возвращаются в систему образования…
В чем смысл такого поведения администрации? Из системы выживают опытных и трудоспособных специалистов, дабы продлить свое административное существование! Таких сотрудников уничтожают морально, убивая в них не только желание и амбиции карьерного роста, а вообще искореняя желание жить и работать! И все это для того, чтобы сохранить свое начальственное положение!