Здесь публикуется краткая расшифровка нашего третьего в 2020 году подкаста "Папуг Вещает" про Дракулу Брэма Стокера.
Ссылки на подкаст:
Всем супер пупер добрый вечер, утро, день, в зависимости от того, когда вы слушаете данный подкаст.
Сегодня я хочу поговорить о таком произведении, как «Дракула» Брэма Стокера. Я говорил, в своем прошлом подкасте, что был достаточно сильно впечатлен сериалом от Netflix, и хотел бы поделиться своими соображениями на счет мотивации к созданию данного литературного произведения, а также, почему оно имело такой большой успех, хотя страшилок было в тот период предостаточно, в основном так называемого бульварного чтива.
И так, начнем. Хочу сразу сказать, что моя позиция основана не на моих фантазиях. Данный вопрос в течение целого семестра я разбирал в Университете Тохоку, с одним из ведущих экспертов в этой области Джеймсом Тинком.
Прежде всего давайте поговорим о том, как создавалось произведение.
Стокер начал работать над романом в начале весны 1890 года, когда перед ним возникли первые образы будущей книги: медленно встающий из гроба старик и девушка, которая, обняв любимого, тянется к его горлу. В первоначальной версии главный герой (Дракула) уже был графом, хотя и безымянным. Действие романа развивалось не в Трансильвании, а в Штирии – то бишь в Австрии.
Летом этого же года замысел романа меняется. Отдыхая в местечке Уитби -город в английском графстве Норт-Йоркшир, Стокер брал в местной библиотеке книги по истории и фольклору Восточной Европы; среди них была книга английского консула Уилкинсона о правителях Молдавии и Валахии, откуда он старательно выписал все сведения, касающиеся рода валашского князя Влада Дракулы. Многие исследователи связывают перемену в замысле романа со встречей Стокера с венгерским учёным-ориенталистом, путешественником и краеведом Арминием Вамбери, который рассказывал Стокеру о различных эпизодах истории на территории современных Румынии и Молдавии.
Существует предположение, что на вызревание замысла романа повлияло пребывание Стокера в отдалённом шотландском замке Слэйнс. По утверждению сына писателя, первоначальным зерном романа стало сновидение, в котором Стокер увидел встающего из гроба «короля вампиров». Но я вам скажу так, подобное предположение не более чем умный маркетинговый ход, позволяющий создать мнение у читателей, что все происходящее имеет некий мистический смысл.
Почему же произведение имело и имеет успех по сей день?
Вы когда-нибудь смотрели фильм «Монстро» 2008 года? Где все происходит так, как будто группа людей снимает некие реальные события, связанные со вторжением инопланетян на старую цифровую видеокамеру? Вы смотрите это и верите в происходящее. Вот примерно то же самое использует Брэм Стокер. Все его произведение — это эпистолярный роман: повествование складывается из писем и записей в дневниках, что придаёт ему большее правдоподобие и как бы документальный характер.
А теперь совместите это с блестящим знанием истории Влада Цепеша, ставшего прообразом Дракулы, и со всем тем невообразимым фольклором, который засел в общественном сознании прочно, и сидит к слову, по сей день. Все это создавало произведение, для общества того времени почти не отличимого от случайно найденного на улице дневника с записями своих приключений. При таком раскладе читатель становится вовлечен в историю, написанную якобы от лица реального человека, и в какой-то степени становится ее участником. Представьте, что вы читаете отчет первой Марсианской экспедиции, где они описывают свои удивительные археологические находки неизвестной нам расы. Будет волнительно? Естественно. Но будет ли волнительно читать нам, людям в 2020 году, «Дракулу» так, чтобы верить в происходящее, или если не верить, то испытывать определенные эмоции? Нет. Марс – да. Дракула – нет. Именно поэтому сериал от Netflix поднимает совершенно другие вопросы, такие как проблема социальной изоляции и адаптации, страх перед признанием своих ошибок и принятием себя, страх быть слабым в глазах окружающих и т.д. и т.п. то есть то, что актуально именно в данный момент времени у общества. Невозможность жить с архаичным образом мышления (если вы помните, в прошлых подкастах я говорил о так называемом «аналоговом» мышлении) в современно мире.
Так в чем мотивация?
Но о чем говорил «Дракула» в 1897 году английскому, довольно таки консервативному обществу, которое отказалось от декаданса и так называемых «аморальных» вещах, попирающих здоровье и целостность общества? О том, что общество слабо перед угрозой одного из спутников глобализации – миграции. Восточная Европа всегда была в роли догоняющей, при этом обладая недюжинной энергией и любовью к увеличению своей популяции. Это примерно та же ситуация, в которой Европа находится сейчас, с тем обилием беженцев из стран Северной Африки. Только разница в том, что на момент написания романа, Англия не была рада такому соседству. Восток воспринимался Англией как угроза для существования. Дикие, страшные, полные невежества безбожники и развратники – варвары, ищущие хорошей жизни мигранты из Восточной Европы, имеющие определенную власть над консервативными британцами в силу своей необузданности. Они воплощали в себе все те страшные фольклорные произведения и персонажей, которые были всегда далеко, где-то в страшном лесу в Румынии или в горах Болгарии. Но внезапно, все эти сказки, вся эта дикость из прошлого, от которой так рьяно пыталось отмыться британское общество оказалось у порога родного очага. Любое литературное произведение невозможно рассматривать вне социального контекста. Поэтому Стокер очень мудро поступил, перенеся место действия романа из далекого трансильванского замка в Англию, когда Дракула вознамерился купить себе там недвижимость и ассимилироваться, используя при этом английских женщин, как источник своей власти. А женщины, как известно, самый лакомый кусочек для любого захватчика.
Здесь стоит еще сказать, что Стокер, как и многие тогда, были знаком с теориями Макса Нордау, политика, социолога, и врача, который взялся по-своему интерпретировать тему «Заката Европы». Который постулировал, что конец будет неизбежен, поскольку общество движется к моральному разложению. Делал он это через такое понятие как «дегенеративное искусство», но об этом мы поговорим как-нибудь в следующий раз. Не зря в романе Дракула описан в как «дегенерат с недозрелым умом», поскольку декаданс, который собой воплощает Дракула, это признак психического расстройства, отсутствие морального компаса, по мнению Нордау. Поэтому Дракула выступает в роли яда, кусая и отравляя им своих жертв, он, выходец с Востока, ведет английское общество к смерти.
Теперь вы понимаете, что «Дракула», это не бульварное чтиво, а очень сложное и серьезное произведение в контексте того времени, когда оно было написано.