В связи со скорым наступлением Мировой Революции товарищ Сталин в 1931-ом году дерзнул создать проект настолько монументальный, что остальные грандиозные постройки человечества вроде Эйфелевой башни или Статуи Свободы померкли бы на его фоне. То был век гигантомании, век эпохального строительства нью-йоркских небоскрёбов. Эра фильма "Метрополис", дадаизма, механизации производства и почти закончившейся Великой Депрессии.
В стране молодого социализма решили не отставать от новомодных культурных тенденций и воздвигнуть свой монумент. Да такой, чтоб дух захватывало. Проект Дворца Советов должен был стать центром Советского Союза и всей Мировой Революции в принципе. И самым высоким зданием в мире.
Впервые идею строительства в столице Дворца Советов озвучил ещё Сергей Киров в 1922 году. Оглядев собравшихся делегатов на Первом Всесоюзном съезде, проходившем в здании Большого Театра, он произнёс речь:
"Я думаю, что скоро потребуется для наших собраний, для наших исключительных парламентов более просторное, более широкое помещение. Я думаю, скоро мы почувствуем, что под этим куполом уже не умещаются звуки «Интернационала». <…> О нас много говорят, нас характеризуют тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей. Это верно. Воздвигнем же на месте их новый дворец рабочих и трудящихся крестьян, соберем все, чем богаты советские страны, вложим все наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник и покажем нашим друзьям и недругам, что мы, «полуазиаты», мы, на которых до сих пор продолжают смотреть сверху вниз, способны украшать грешную землю такими памятниками, которые нашим врагам и не снились."
Наступил 1931 год. Слова Кирова решили воплотить в жизнь.
Место для Дворца Советов выбрали такое. Раньше прямо у Кремля над Москвой-рекой красовался величавый Храм Христа Спасителя (к слову, он теперь опять там красуется). Под Храм Христа Спасителя коммунисты заложили соответствующее количество динамита и хорошенечко рванули.
Именно на развалинах старого религиозного символа России и было решено возвести новый символ.
Дворец Советов должен был служить сразу нескольким целям. Первая — цель сугубо устрашающая, поражающая своим величием противника (то бишь мировой зловредный капитализм). Вторая — цель культурная. Третья — цель идеологическая. Четвёртая — цель управленческая. Второй и третий пункт можно совместить, так как в раннем СССР культура часто смешивалась с идеологией. Ну и, как вы понимаете, задача перед будущими архитекторами, инженерами и строителями ставилась однозначно непростая.
После своеобразного "тендера" победившие архитекторы предоставили партии проект будущего Дворца Советов. На многочисленных чертежах партийное руководство увидело наброски величественного здания высотой в 415 метров, вершину которого венчала статуя Ильича. Чтоб вы поняли масштабы, стоит упомянуть, что диаметр одной только головы статуи составлял 14 метров! Кстати, существует легенда, что установленный в Улан-Удэ огромный памятник "головы Ленина" и есть изначальный образец верхушки той самой статуи.
Судя по размерам, даже вытянутая рука Ильича (а она обязана быть вытянута, ведь верной дорогой идём, товарищи) получалась размером с хороший пролёт железнодорожного моста. Эт вам не Статуя Свободы или Статуя Христа в Бразилии, тут рука вперёд выброшена по идеологическим соображениям, вследствие чего получался нефиговый такой перевес вперёд. Чтоб уравновесить данную конструкцию, инженеры поставили внутрь тысячетонный противовес. А само здание-"постамент" под статуей пришлось увеличить в размерах с 250-ти метров до уже упомянутых мною 415-ти. Превзойдя тем самым пресловутый Эмпайр Стейт билдинг.
Возник вопрос — а куда Ильич будет указывать рукой? На запад, на восток? А почему не на север или на юг? Посему впоследствии было принято ещё одно неординарное решение: так как Мировая Революция обязательно наступит во всём мире, то и показывать Ленин станет во все стороны. Совершая полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Благодаря установленным в основании огромным мощным электродвигателям. А в той самой голове, по слухам, собирались поместить рабочий кабинет Сталина. Типа чтобы вождь народов сидел на вершине мира, попыхивая трубкой, подписывая бумаги и глядя на советскую Москву сквозь глаза-"окна" огромного Ульянова-Ленина. Бррр!
В то время, пока архитекторы и инженеры спорили друг с другом и чертили наброски проекта, по изначальным чертежам в Москве уже начали устанавливать фундамент. Храм Христа Спасителя, как было сказано, взорвали, место расчистили и разгородили, принявшись попутно менять инфраструктуру близлежащих кварталов города. Даже подвели заранее новую станцию метро, так и названную — Дворец Советов, сокращённо ДС, а в народе — Вавилонская башня (к слову, современная станция "Кропоткинская"). Возведение Дворца поменяло бы кардинально облик столицы, заняв аж целых 11 га, вследствие чего строители намеревались снести целые кварталы и построить новые, проложить магистрали и создать огромную лесопарковую зону с аллеями и садами.
Само здание Дворца Советов по идее вместило бы в себя: музей Мировой революции, самую большую библиотеку мира, институт Маркса и Энгельса, отдельно — институт Ленина, рабочие клубы и самый большой зал мира, предназначенный для проведения сессий Верховного СССР. В него вмещалось бы несколько тысяч человек, поэтому предполагалось, что в народные праздники через Большой зал будут проходить массовые шествия и демонстрации. Также для организации системы подачи воздуха и климат-контроля огромных пространств Дворца Советов были привлечены учёные. В институте имени Владимира Обуха в специально оборудованной камере исследовались и воссоздавались разные режимы воздушной среды. В лабораторных условиях было установлено, что оптимальная температура воздуха в помещениях составляет 20-21° С, а влажность — 50 %. (Да-да, последние два предложения я полностью нагло скопипастил с Википедии). Чтобы в ночное время здание ДС было заметно на большом расстоянии, инженеры собирались использовать мощное освещение аж в 500 люкс — это давало возможность увидеть гигантское сооружение на расстоянии больше 35 километров. Во дворце предполагалось обустройство около 140 входных тамбуров, 30 тысяч автоматических кабин гардероба, 90 эскалаторов и 200 лифтов. Разработкой этого комплекса механизмов занимался конструкторский отдел Московского завода подъёмных сооружений.
Пожалуй, сравниться с этим архитектурным монстром мог бы только задуманный Гитлером исполинский Зал Славы в центре Берлина.
Писатель Суворов пишет о процессе начала стройки:
"И вот вогнали в грунт тысячи тонн нержавеющей стали (сталь марки ДС), залили десятки тысяч тонн цементного раствора (цемент марки ДС) и потянули в небеса стальной каркас...
И построили цементный завод, который давал лучший в мире голубой цемент, и пустили в Магнитогорске прокатный стан, который гнал стальные конструкции, изготовленные с особой точностью, с особым старанием. На возведение одного только каркаса требовалось триста тысяч тонн самой лучшей стали. Из этой стали можно было бы построить десять тысяч танков Т-34 и вооружить ими десять танковых армий. И пустили в дело комбинат, который начал обработку древесины особым способом, чтобы не горела в огне, чтобы прочностью металлу не уступала. И еще один комбинат, который из этой древесины стал выпускать "вечную" мебель для ДС. И еще комбинат: изготовление мраморных плит для облицовки внутренних помещений. Их много надо. И еще комбинат — гранитные блоки и плиты для внешней облицовки. А в Киргизии в заповедных лесах зазвенели топоры, запели пилы — зеки вековые ореховые деревья валят. Со всего Союза пошли эшелоны в Москву: кедр, мореный дуб, бук, карельская береза, корневища орехового дерева — на отделку салонов! А на Урале зеки малахит шлифуют. А у днепровских порогов рубят гранитные глыбы...
А в Москву со всей страны собраны лучшие умельцы: кружевницы и золотошвейки, чеканщики по бронзе и серебру, резчики по дубу и мрамору, мастера коврового дела, стеклодувы, хрустальных дел мастера..."
Но не сложилось.
В связи с началом Великой Отечественной войны 4 июля 1941 года все работы на строительстве ДС были прекращены. Каркас разобрали на противотанковые ежи, цемент пошёл на строительство дотов, техника была брошена на возведение оборонительных укреплений. Как на Руси переливали колокола церквей на пушки, так и здесь символ будущего торжества Революции пустили на сугубо необходимые военные нужды. Зато остался фундамент. Совершенно уникальный фундамент, фундамент в виде огромной "плавающей" чаши, которому не страшны никакие землетрясения. Совершенно инновационная по тем временам разработка.
Уже позже, в конце 50-ых годов, Хрущёв отдал приказ на месте несостоявшегося строительства сделать бассейн. Чашу фундамента залили водой, вокруг расставили раздевалки. По иронии судьбы, бассейн тоже получился самым большим в мире. Назывался он бассейн «Москва», и был зимним, то есть вода в нём прогревалась даже зимой. А после распада СССР в 90-ых годах бассейн закрыли, чтобы на его месте построить новый Храм Христа Спасителя, визуально повторяющий старый. Так и закончилась история Дворца Советов, дерзкой, но неосуществлённой мечты.
Напоследок немножко артов, фотографий строительства, кадров из фильмов и прочего.
Если вам понравилась статья, отблагодарить автора можно, репостнув эту статью и подписавшись на его авторский паблик. В нём я пишу о космосе, фантастике и светлом будущем.