Допустим, великий полководец Ганнибал, прежде чем воевать с Римом, сперва решил внутриполитические проблемы, устроив военный переворот и захватив власть в Карфагене. Ему нет необходимости полностью истреблять всю олигархическую верхушку, вполне достаточно обеспечить её послушание и гарантировать непрерывность снабжения его армий, которые вскоре отправятся отвоёвывать владения Рима. Испуганные правители Карфагена будут даже рады, когда Ганнибал уйдёт в этот поход и постараются посылать ему провизию и подкрепления, чтобы он ни в коем случае не вернулся слишком рано.
Обладая всеми войсками и ресурсами Карфагена, Ганнибалу не придётся совершать рискованный переход через Альпы, он сможет высадить десант любой численности везде, где захочет. Он может выбрать осторожную стратегию, сперва захватив Испанию и Сицилию, или же напротив, бросить основные силы прямо на Рим, отправив своего брата Гасдрубала против римских владений в Испании, как это произошло в нашем варианте истории. Как бы то ни было, имея численное преимущество, Ганнибал сумеет разбить римлян в одном решающем сражении, или же в нескольких боях меньшего масштаба. После этого он осадит Рим, а мощный флот Карфагена блокирует все морские перевозки римлян, лишив их продовольствия. Осада может затянуться, но её результат предсказуем — Рим падет. Ганнибал выполнит свою клятву, данную им в юности отцу, полностью уничтожив ненавистный город.
Тем временем весь восток Средиземного моря лишился римского влияния и зажил собственной жизнью. Прервался процесс завоевания Эллады римлянами. Что станут делать греки, избавившись от внешней угрозы? То же самое, что делали всегда — передерутся между собой. Начнётся выяснение отношений между Македонией, Ахейским и Этолийским союзами греческих полисов. Каждый из них будет претендовать на главенство над всей Грецией. Карфаген не станет вмешиваться и будет продолжать вести торговлю со всеми сторонами этого конфликта, который имеет все шансы растянуться на век или более, поскольку ни одна из сторон не обладает решающим превосходством в силах.
То же самое будет и со странами Ближнего Востока. В отличие от Рима, Карфаген как обычно сделает ставку не на военную экспансию, а на мирное торговое проникновение и постепенный захват ключевых позиций в экономике. Египет, как и в нашей истории, станет крупнейшим экспортёром зерна, только поставляться оно будет не в Рим, а во все провинции Карфагена. Владея полным господством на море, Карфаген будет контролировать практически всю международную торговлю. Как и Риму, ему придётся бороться с киликийскими пиратами, чтобы обезопасить восточные торговые маршруты. Но в остальном, карфагенская элита не будет заинтересована в активных боевых действиях и не станет выделять войска для завоеваний, не сулящих им прибылей.
Военная экспансия Карфагена развернётся в другом направлении — южном. Сперва, разумеется, будет подчинена Нумидия. Она была источником опасности для Карфагена и в то же время поставщиком уникальных юнитов — боевых слонов. Захват и включение всех нумидийских земель в империю Карфагена неизбежен. Вслед за этим начнутся исследовательские, торговые, а затем и военные экспедиции в Экваториальную Африку. Перспективы богатой добычи, рабов, слоновой кости и т.д. станут мощнейшим стимулом для активного освоения африканских территорий. Карфагенские корабли отправятся в дальние плавания вдоль западного побережья этого континента, основывая в удобных бухтах сперва фактории, а потом и города-колонии. Африка на долгие века станет для Карфагена тем же, чем она была для европейских колонизаторов в нашей истории — неистощимым источником ценных ресурсов, в первую очередь чёрных рабов.
Империя Карфагена, не имея сравнимых по силе соперников, продолжит расширение как минимум пару веков. К концу этого периода можно ожидать, что вся Западная Европа, Северная и Западная Африка войдут в её состав. В Восточной Европе и на Ближнем Востоке будет ощутимым влияние Карфагена, который в значительной степени будет определять местную политику, но вряд станет вмешиваться военной силой. Скорее всего, появятся новые портовые города в Ормузском проливе и на Африканском роге, откуда будут плавать торговые караваны в Индию. Может быть, Карфаген также построит несколько крепостей в ключевых пунктах Великого Шёлкового пути, чтобы контролировать не только морские, но и главную сухопутную магистраль, связывающую Европу с Азией и Дальним Востоком.
Так что же, Карфаген ждёт безоблачное процветание? На какое-то время — да. А после случится то же самое, что в нашей истории было с другой великой торговой империей, Британской. Колонии станут слишком богатыми и сильными, чтобы безоговорочно подчиняться диктату метрополии. Можно предположить, что первыми от империи отвалятся северные регионы — от Британии до Балтики. Но поскольку, в отличие от римской, карфагенскую империю скрепляет не военная сила, а экономические интересы, её распад станет гораздо более мягким и не приведёт к катастрофе, каковой стал распад Западной Римской Империи.
Читайте также: Кто кого? Римская империя или Древний Китай?
Возможно, империя Карфагена не рухнет, а мирно трансформируется в нечто похожее на Евросоюз или британское Содружество наций. В этом случае Тёмных веков не случится, развитие Европы в последующее тысячелетие будет намного более плавным и постепенным.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев