Найти тему

Оформляем рукопись для отправки в издательство

Оглавление

Приветствую, друзья! Эта статья посвящена не творческим, а, скорее, техническим вопросам. Конечно, если в издательстве вам откажут, то это, вероятнее всего, будет связано не с оформлением книги. Однако текст, хорошо и удобно оформленный для прочтения, создаёт приятное впечатление. И это важно не только в ситуации с издательством. Поэтому сегодня я вам расскажу, как принято оформлять тексты (рукописи) книг, тем более форматирование их отличается от принятого у копирайтеров и при размещении текстов статей на сайтах или здесь на каналах Дзен.

Объём текста. Что такое авторский лист

Итак, прежде чем отправить рукопись в издательство нужно уточнить требования по объёму текста. Хоть эти требования могут отличаться, но незначительно. Так принято, что минимальный объём романа составляет 7–8 авторских листов. До недавнего времени было 10, но, видимо, писатели стали ленивее. Для научно-популярных книг минимум – 6 авторских. Но повторюсь, в разных издательствах и сериях могут быть незначительные отличия требований.

Повесть, соответственно, 3–5 авторских листов, а рассказ – всё остальное. Хотя редко когда в сборник принимают рассказы больше одного авторского.

Что такое авторский лист или, как его ласково называют писатели, «алка». Он не имеет отношения к вордовскому листу и никак с ним не связан. Так же как и с печатным листом, которым измеряется «потраченная» на книгу бумага. Авторский лист – это 40 000 знаков с пробелами неважно каким шрифтом. Узнать, сколько у вас авторских несложно в статистике Word. Просто нажмите на кнопочку, на которую указывает нижняя стрелка, и появится окошко с данными.

-2

Обратите внимание в окошечке по знакам даётся информация в двух строчках. Верхняя – это знаки без пробелов, так считают объём текста копирайтеры, вебрайтеры и прочие райтеры.

А нижняя – с пробелами, так считается книжный текст. И его объем, естественно, больше. Для того чтобы узнать, сколько у вас авторских листов, нужно указанное в строчке количество знаков поделить на 40 000. Ну, или я упростила и поделила 342:40 = 8,5 алок.

Форматирование

С объёмом определились. Далее занимаемся оформлением самого текста или форматированием. Верхние, нижние и боковые поля – не принципиальны, мы же с вами не диплом оформляем. Они обычно выставляются по умолчанию.

А вот шрифт лучше Times New Roman – 12. Ещё обратите внимание на скриншоте выше – страница выглядит также как в книге. То есть никаких пробелов между абзацами и обязательные красные строки. В этом тоже отличие от требований к текстам копирайтеров. На сайтах и здесь на каналах Яндекс-Дзен никакими красными строками и не пахнет. А вот в тексте книг они есть. Выставить их, так же как и убрать пробелы между абзацами несложно в ворде в разделе «Абзац» в верхней строчке меню.

Оглавление

Если книга художественная, то оглавление или содержание не требуются, хоть и могут быть по желанию автора. А вот научно-популярный текст стоит отправлять в издательство с оглавлением, причём лучше, чтобы оно было оформлено в виде гиперссылок. Тогда можно будет с оглавления перейти на любой раздел текста. Это очень несложно сделать, значительно легче, чем собирать оглавление из текста вручную. К тому же ещё и страницы часто не совпадают. Чтобы избежать этих заморочек, нужно учесть один момент. Заголовки в тексте следует делать специальным шрифтом для заголовков. Вот здесь на скриншоте видно, где это находится - в меню в разделе «Стили» .

Заголовок 1 - это обычно глава или часть, а 2 - параграфы, разделы и т. д.
Заголовок 1 - это обычно глава или часть, а 2 - параграфы, разделы и т. д.

После того как все заголовки (1, 2, 3, подзаголовки) оформлены, можно переходить к созданию оглавления. Поставьте курсор после названия книги, но перед основным текстом, откройте меню «Ссылки» и кликните на «Оглавление».

-4

Вот теперь вы можете выбрать формат оглавления. Выбрали? Кликаете и на первой страничке вашего текста, и появится его красивое содержание с указанием всех страниц разделов и глав. Кстати, вы можете в текст вносить дополнения и исправления. Нужно только потом кликнуть по содержанию и вам предложат его изменить, что делается тоже одним нажатием клавиши мышки. Очень удобно. Это, думаю, пригодиться и студентам, оформляющим курсовые и дипломные работы.

Но если вы планируете разместить текст книги на каком-то литературном портале, то там к оформлению заголовков могут быть совсем иные требования, например, печатать их полностью заглавными буквами. Так что уточняйте.

Оформление колонтитулов

Это не относится к обязательным требованиям, но при отправке в издательство будет нелишним.

Колонтитул – это строка, расположенная в верхнем поле вордовского листа над текстом (или под ним, если нижний колонтитул). В ней указывается имя автора, название произведения, можно даже электронный адрес. А вдруг письмо с обратным адресом в издательстве случайно удалят, текст понравится, а кому договор послать неясно. А здесь будет подстраховка.

Так вот колонтитул вещь полезная и оформить его несложно. Для этого выберите в верхнем меню ворда кнопку «Вставка», а открывшейся линейке меню – «Верхний колонтитул».

-5

Теперь напечатайте в верхнем окошечке нужные данные и закройте окно колонтитулов красной кнопкой с крестиком – справа.

Вот и всё. Теперь ваша рукопись готова к рассылке в издательства. И ещё. В некоторых издательствах, например, на сайте Эксмо, предлагается особая форма для отправки, но саму рукопись всё равно нужно отправлять отдельным файлом. И важно – отправлять надо весь текст. Иногда в случае с научно-популярной литературой в издательстве требуют отрывок, но, как показал мой опыт, лучше всё же всю книгу. И не забудьте обязательно отправить вместе с текстом синопсис и аннотацию. Как их писать, можно посмотреть здесь и здесь.

До скорой встречи. Если у вас остались вопросы – спрашивайте. Можете, конечно, высказать своё несогласие с какими-то требованиями, но мне его сообщать бессмысленно. Это же не мои выдумки. Все претензии – к издательствам.