Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

«КИНО РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»: ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ, А ЧТО ПРИОБРЕЛИ?

Эх, детство! Вспоминаю времена, когда каждый вечер я садился на ковёр перед телевизором и включал любимые сериалы, мультфильмы и кино – вот это было время! Есть по-настоящему культовые вещи, которые и сегодня у меня и моих ровесников ассоциируются с днями, когда «трава была зеленей» а Интернет ещё не успел набить оскомину на обилии различного контента.

Конечно, сериалы «старой школы» уже забыты, списаны в утиль, но вот уже 2020 год вошёл в полную силу: люди, которые в конце XX века ещё собирали вкладыши из-под жвачки «Турбо», теперь имеют уже своих собственных детей. Классика, как известно, не стареет, и фанбаза даёт такой энергетический толчок, что многие знаковые для нашего детства проекты получили перезапуск и продолжения.

В своей прошлой статье мы рассказали о фантастических сериалах, которые составили вкус «поколения девяностых», но теперь мы поговорим о вещах, которые заставляли нас чуть свет бежать к телевизору, и так же приникать к экранам после школы. Достойны ли «переосмысления» и продолжения величия своих предков? Что мы приобрели, а что потеряли?

1.«Трое из Простоквашино».

«На святое позарились!» – кричали уроженцы СССР. И не согласиться с ними нельзя. Вот уж действительно продолжение, которого никто не просил. И дело вовсе не в ханжестве, а в подходе новой команды создателей. Чем цепляла история мальчика Дяди Фёдора – это была камерная история о «троих в деревне (не считая коровы)» с интересными персонажами, которые простыми, маленькими передрягами объясняли детям «что такое хорошо». А что имеем теперь? А имеем мы сериал с персонажами, которые в возрастном значении стали чуть старше, но психологически и морально ничуть не выросли. Матроскин и Шарик ничуть не изменились, впрочем, как и Печкин. Из нововведений: причёска Дяди Фёдора (он теперь «тинейжер») и его маленькая сестрёнка. Всё остальное осталось на местах: живут в своём Простоквашино, ссорятся, мирятся, продают молоко и вообще приспособились к новым рыночным отношениям. Да, мультик осовременили (новая иномарка, Интернет, сотовые), но что изменилось принципиально? А ничего. А из-за «большого сериального метра» любимая миниатюрная история потеряла часть своей значимости. Конечно, старого уже не вернёшь, но и нового не всем хотелось.

-2

2.«Сабрина – маленькая ведьма».

«Лучиком света» стал, неожиданно, перезапуск сериала про Сабрину Спэлман. В «лихих девяностых» это был отличный комедийный ситком: блондинка-школьница и по совместительству преуспевающая ведьма решает свои и семейные проблемы, во всём этом ей помогают её тётушки (тоже ведьмы) и говорящий кот по имени Салем, чьи уморительные реплики разлетелись на цитаты. Сериал хоть и явно был дешевым, но тем не менее помогал скучающим школьникам скоротать часок-другой. Да, он был смешным, местами глупым и наивным, поднимал проблемы подростков и семейных ценностей, но при всём этом был очень далёк от оригинала. Мало кто знает, что чародейка Сабрина сошла на телеэкраны со страниц одноимённого комикса. Первоисточник был куда мрачнее: если ситком заставлял смеяться, то оригинал больше пугал – это был настоящий хоррор со всеми вытекающими. В 2018 году именитая компания «Netflix» полностью переделывает концепцию старого сериала и создаёт «Леденящие душу приключения Сабрины». Проект вернул «ужасный» шарм комикса: уже не так смешно, но всё ещё интересно! Актёры стали больше походить на школьников (как и положено по источнику), а сама история стала остросюжетней и глобальней: что уж там говорить, в финале второго сезона маленькой ведьме предстоит чуть ли не спасти мир от пришествия Князя тьмы. Старую добрую «Сабрину» фанаты в итоге не получили, но получили куда больше – самобытный, новый взгляд, который буквально реанимировал «антиквариат». Пусть это не «классика», но «переосмысление» вышло достойным во всех смыслах: «Сабрина» будет жить для нового поколения.

-3

3.«Зачарованные».

Ну раз уж пошла речь о колдовстве… Этот сериал находил подход и к мальчикам, и к девочкам: для одних – колдовство, драки и монстры, а для других – драма, сильные характеры главных героинь и сложности «химии» личной жизни. Сериал рассказывал историю трёх сестёр, которые случайно обнаружили старинную книгу заклинаний на чердаке. Чары берут свое: девушки узнают, что являются потомками ведьм и могут колдовать, но для пополнения сил им необходимо единство. Так сестрам приходится забыть о прелестях обычной жизни, чтобы воссоединиться ради сохранения мира на земле. Сериал, в силу времени своего создания, не мог похвастаться хорошей графикой и интересными решениями, но когда заговорили о перезапуске, то сразу хотелось сказать «Вот теперь всё будет как надо». Разочарованию не было конца. Выглядит новый сериал как китайская подделка, которая не приняла во внимание ошибки оригинала, но ещё и своих понаделала. Актрисы, которые в старом сериале были целостными личностями с опытом каких-то жизненных проблем и отношений, сменились школьницами, не знающими даже, что им сегодня надеть (не говоря уже об актёрской игре). Испортила и без того плохую картину ещё и подоплёка с нетрадиционной ориентацией одной из главных героинь: совершенно ненужный и неаргументированный ход. Вообще вся история выглядит фальшиво, не потому, что это «не то, как было раньше», а потому, что нет работы над ошибками. Ну и в завершении – спецэффекты: раньше были нарисованные лазеры из глаз, сейчас – у демона глаза вырезаны в обычном редакторе, подвластном неопытному пользователю. Раньше был грим и комбинированные съёмки, сейчас – слабая и нереалистичная анимация. Создание новых «Зачарованных» это пример того, когда создатели решили заработать на ностальгии зрителя, но совсем позабыли, что этот зритель ещё и оригинал видел.

-4

4.«Мумия».

Библиотекарь и археолог на самолёте отстреливаются от зомби-мумий внутри пирамиды – звучит здорово, правда? Комедийное приключение с элементами блокбастера с Бренданом Фрейзером и Рэйчел Вайс в главных ролях было увлекательным аттракционом для юной аудитории. Сюжет был полон загадок, тайн Египта и непошлого юмора (хотя местами и глупого до крайности). После просмотра любой части этого фильма появлялось желание изучать историю, узнавать новые факты о фараонах, императорах Китая и традициях древних народов, потому что хотелось так же приключений. Так сильны были эмоции! Когда объявили о перезапуске, но уже как полноценного фильма ужасов, интереса только прибавилось, потому что, будем честны, старый фильм почти не пугал. Вроде и актёры подобраны что надо: тут и Том Круз, и Рассел Кроу – смотреть явно есть на что! Но как обычно «начинали за здравие, а кончили – за упокой». Фильм попытался угодить всем, и в итоге получился средним. Что касается непосредственно «мертвеца в бинте», то мумия стала более живописной, а спецэффекты красивее и завораживающе, но сама роль чудовища в сюжете потерялась. Возможно, что в промахах фильма виновато желание кинокомпании «Universal» создать киновселенную в попытках поспевать за «Marvel». В итоге фильм стал не хорошим, и не плохим: он просто есть – ну и ладно.

-5

5.«Утиные истории».

Вступительную песню из этого мультсериала знает каждый ребёнок «девяностых». Мультфильм без особой сюжетной подоплёки, но играющий на воображении ребёнка, который показывает, как интересна может быть жизнь с друзьями, даже если они просто нарисованные уточки. В своё время «Утиные истории» были хитом наряду с линейкой других мультсериалов («Чёрный плащ», «Чип и Дейл» и т. д.) и расставаться с ним было очень тяжело. В 2017 году «Disney» решила порадовать «уже не детишек» перезапуском. И ведь действительно порадовали! Новые «утки» отличаются новой прорисовкой и графикой, а в остальном сохранили шарм старого приключенческого мультфильма. Вдобавок фанаты получили ещё ряд интересных сюжетных ходов и вопросов, над которыми раньше не думали, например: а кто родители Хьюи, Дьюи и Луи, и куда вообще они подевались? Даже культовую песню оставили, лишь слегка осовременив. Может быть «Disney» ещё не совсем потеряли хватку?

-6

6.Все киноадаптации «Disney».

Стоит ли говорить, что «Мышиная компания» как никакая другая любит поиграть на добрых воспоминаниях своих зрителей без какого-либо финансового риска? Все мы любим незабвенную классику «Disney», помним ярких и харизматичных персонажей, поём песни, знаем наизусть сюжеты, но на этом всё? Готовы ли зрители раз за разом смотреть одно и тоже, только уже в киноформате? Конечно, нет! Но кто нас спрашивает? И вот ежегодно кинопракат штурмуют ремейки старых мультфильмов. Сразу отдадим должное: хорошие и стоящие моменты есть почти у каждого фильма в этой группе, так что некоторые ленты получились весьма интересными с точки зрения переосмысления сюжета. Взять хотя бы ту же «Малифисенту», которая показывает нам историю спящей красавицы под другим углом, где злодей не просто «чёрное» пятно сюжета, а сложный и многогранный элемент драматургии.

Также ремейки залатали некоторые дыры оригинальных сюжетов, усилили визуальную составляющую и переработали уже известные песни. В этом плане выиграл из последнего «Алладин», сделав принцессу Жасмин не обычной «куколкой», а женщиной, которая действительно достойна большего, чем «золотой клетки» – ей хочется сопереживать. Глобализация графики сделала такой шедевр как «Книга джунглей» настоящим диким миром.

Но графика – графике рознь! Например, любимый многими «Король Лев» с реалистичной графикой стал посмешищем, так как сложные модели убрали все эмоции персонажей и сделали запоминающуюся историю фильмом с канала «Discaveri» со звуковой дорожкой из оригинального фильма. Довольно посредственным получился и «Красавица и Чудовище». Актёры и красивая картинка – это ещё не всё.

Половина успеха в формуле «Disney» – это всё-таки хорошие и запоминающиеся песни. Тексты всегда отражали в мультфильмах душевное состояние героя, и после музыкальной композиции больше вникали в сюжет, переживали за судьбы героев – поэтому так важно хорошее исполнение. Но если с инструментальной составляющей всё хорошо, то на ведущие роли почти во все фильмы попадают люди, не имеющие к вокалу никакого отношения. Вот тут хочется сказать спасибо русскому дубляжу, который сделал из «среднековой» песенки настоящий музыкальный номер.

Кажется, что тенденция «переделки» стала только входить в силу: посмотрим, что из этого получится.

Конечно, какие-то вещи получились в «новом начале» лучше, а какие-то хуже: первое, что надо помнить при переработке материала, который играет на настальгии, – это сделать работу над ошибками и отнестись с уважением к опыту прошлого (ну, в крайнем случае целиком переработать концепцию, если материал сложно изменить). Как бы там ни было, у нас в сердце всегда останутся старые фильмы и сериалы, по которым мы будем скучать всем сердцем и время от времени пересматривать… XXI век всё-таки! Упомянуть все вещи «родом из детства» нельзя: очень уж их много – но когда-нибудь мы расскажем и о тех вещах, о которых сегодня не успели.

Владислав БУРУХИН

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!