В очередной раз убеждаюсь в том, что нельзя доверять критике в интернете, а выводы нужно делать только на основе собственного мнения, посмотрев кино своими глазами. Прочитав немало отрицательных отзывов о фильме «Холоп», решил было не смотреть эту картину, но информация о том, что фильм бьет все рекорды, подвигла меня пойти в кинотеатр, о чём я совершенно не пожалел.
Фильм «Холоп», вышедший на широкий экран в конце 2019 года уверенно держит третье место по кассовым сборам за всю историю отечественно проката, уступая лишь «Аватару» и «Движению вверх». Более того, «Холоп» – самая кассовая комедия современности! Что же увидели такое в фильме зрители, за что проголосовали своим кошельком?
У любого времени есть как свои герои, так и антигерои. Причем антигерои – возбудители раздражения и враждебности, зачастую вызывают гораздо больше публичного интереса, чем герои. Если в советское время антигероями были «тунеядцы, хулиганы, алкоголики», то в наши времена таковыми стали «мажоры» – развязные богатые молодые люди, швыряющиеся деньгами и вызывающе себя ведущие.
Советские фильмы о передовиках производства были гораздо менее популярны, чем картины о похождениях Труса, Балбеса и Бывалого. Конечно, в комедиях Гайдая присутствует еще и положительный герой – Шурик, карающий «социальное зло», но были бы эти фильмы так интересны без отрицательных персонажей? Создатели фильма «Холоп», вероятно, увидели, что эпопея Мамаева и Кокорина, новости о Маре Багдасарян и подобных им нарушителях спокойствия вызывают повышенный интерес и решили на этом сыграть.
«Холоп» – современная сатирическая комедия, повествующая о похождениях мажора Гриши, который доходит до «последней черты», едва не попадая под суд, и заставляет своего богатого родителя принять «крайние меры». О да, это было жестоко… Но не стану спойлить. Основная критика фильма акцентируется на нереальности происходящего, что так быть не могло, что в фильме много нереальных моментов. Во-первых, это кино, во-вторых, это комедия, и, в-третьих, это современный фильм, поэтому быть может всё, что угодно, главное, как это подать.
С моей точки зрения, явной «клюквы» нет. Всё вполне пристойно, то есть в лучших традициях фильмов Тарантино и Гая Ричи . Не смешно? Возможно. Конечно, порядок, господствующий в помещичьей усадьбе ХIХ века, больше похож на режим нацистского концлагеря, однако, для «чёрной» комедии приемлемо. Наверное, в какой-то степени этот фильм развенчивает культивируемые благостные представления о царском прошлом России. Действительно, помещик мог сделать со своими крепостными почти всё: и подвергнуть суровому наказанию, и отдать в солдаты, и сослать в Сибирь.
Что явилось главным недостатком фильма, на мой взгляд? «Люди ХIХ века» разговаривают современным литературным языком. Если бы вместо фразы «отойди, у меня палка с гвоздём» из уст крепостной девушки прозвучало - «отодь, у мя дрын вострый», и так по всему фильму, картина получила бы больше достоверности и колорита.
Главное, что в фильме присутствует «хэппи энд»: «социальное зло» наказано и все полюбили друг друга. Да, что немаловажно – теперь распоясавшемуся мажору можно будет сказать: «Ты «Холоп» смотрел?» Возможно, это отвратит молодого человека от совершения глупостей.
Делитесь своим мнением, ставьте лайки, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.
Денис Маевский