Поговорим о том, что на самом деле способен дать мастер-класс, для кого подходит такая форма обучения и каковы особенности и задачи мастер-класса.
Мастер-класс предполагает двустороннее взаимодействие мастера и ученика. В этом его основа и главное отличие от других форм обучения. От семинара, тренинга и других форматов мастер-класс отличается обособленным, даже персональным подходом к каждому участнику. Мастер-класс невозможно уложить в жесткие нормы, поскольку эта форма предполагает интуитивный выбор способа подачи материала ведущим в зависимости от восприимчивости слушателей.
Основной принцип мастер-класса: я знаю, как нужно, и смогу научить вас. Человека, способного проводить мастер-классы, можно считать профессионалом высокого уровня.
Цель и задачи мастер-класса
Цель мастер-класса – передать опыт участникам.
Задачи мастер-класса:
- Активное изложение мастером своего опыта в предмете по указанной теме.
- Практическая отработка приемов решения задач в рамках предмета мастер-класса.
- Стимуляция самопознания участниками предмета мастер-класса.
- Помощь участникам в разработке собственных программ саморазвития и самообучения по теме мастер-класса.
Мастер-класс – это всесторонняя помощь в приобретении тех или иных знаний и навыков, поэтому мастер, принявший решение помогать таким образом другим, на момент принятия решения уже должен соответствовать ряду требований:
- Обширные знания в области тематики проводимых мастер-классов.
- Персональные лайфхаки по теме мастер-класса, которыми мастер готов поделиться с аудиторией.
- Педагогические навыки, которые позволяют излагать материал и передавать знания.
Это минимальный и оптимальный перечень условий для проведения мастер-класса.
Формы проведения мастер-класса
Чаще всего мастер-класс проводится в одной из трех форм:
- Лекция.
- Лекционно-практическое занятие.
- Практическое занятие.
В процессе мастер-класса ученик с помощью мастера создает некую модель, которой потом пользуется.
Мастер-класс может быть одиночным, а может входить в серию. Серийные мастер-классы считаются самыми результативными и позволяют повысить квалификацию обучаемого.
Технология организации мастер-класса
Организация мастер-класса включает 5 основных этапов:
- Презентация опыта мастера.
- Знакомство с инструментарием мастер-класса.
- Имитационная игра.
- Моделирование.
- Рефлексия.
Презентация опыта предполагает этапы:
- Описание общих идей технологии.
- Демонстрация достижений.
- Доказательства эффективности.
- Определение перспектив.
Имитационная игра подразумевает, что:
- Мастер-класс включает в себя демонстрацию приемов продуктивного (личностно-ориентированного) обучения.
- Аудитория совмещает сразу две роли – ученика и эксперта.
Моделирование включает в себя:
- Самостоятельное проектирование участниками своих персональных моделей учебных занятий на основе методики своего учителя.
- Самостоятельную деятельность участников под руководством мастера – консультанта и организатора.
- Совместное (мастер и слушатели) обсуждение авторских моделей индивидуального обучения.
Рефлексия предполагает:
- Заключения и выводы мастера по замечаниям и рекомендациям.
- Обсуждение опыта взаимодействия мастера и участников.
Мастер-классы от внешних специалистов часто проводят в качестве корпоративных мероприятий, но в компаниях часто выбирают тематику, далекую от профессиональной деятельности. Например, мастер-классы по живописи, кулинарии, оригами и пр.
Если вы решили организовать мастер-класс
Если вы решили провести для сотрудников мастер-класс, желательно учесть следующие шаги:
- Выбрать тему и четко ее зафиксировать.
- Определиться с характером обучения: разовое или серийное.
- Убедиться, что уровень квалификации педагога достаточный.
- Определиться с местом проведения.
- Составить план мероприятия.
- Определиться с формами, методами, согласовать демонстрационную часть.
- Решить все вопросы по использованию технических средств.
- Убедиться в полной подготовке дидактических материалов и наглядных пособий.
- Обсудить вопросы обмена опытом и результаты мастер-класса.
- Предусмотреть обсуждение мероприятия с мастером после проведения.
Форма и тематика
Мастер-класс обычно предполагает группу из 7-15 участников. Самая популярная тематика мастер-классов – знакомство с новыми технологиями и методика их применения.
В ходе мастер-класса участники могут:
- Ознакомиться с технологическими новинками.
- Поделиться мнением о полученных результатах.
- Получить консультацию по теме.
- Обсудить собственные вопросы по теме.
- Предложить собственные решения дискуссионных вопросов.
Кто должен проводить мастер-класс
От преподавателя мастер-класса требуется:
- Педагогическое мастерство.
- Преподавательские способности.
- Методическая подготовка.
- Психологическая грамотность.
- Интеллигентность.
- Культура воспитания.
Все эти качества объединяются в мастерство, необходимое при проведении мастер-классов, семинаров, тренингов. Но именно для мастер-класса преподавателю необходимо также уметь хорошо что-нибудь делать, быть мастером в своем деле.
В толковом словаре С.И. Ожегова есть несколько значений слова «мастер»:
- квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
- человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
- специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Во время занятия мастер передает ученикам опыт путем прямой и комментированной демонстрации приемов работы, а само занятие представляет собой форму сотрудничества между мастером и учениками, при которой мастер тоже приобретает знания и опыт.
Выбор мастера зависит от запроса на обучение. Мотивация разных групп участников может быть разной:
- Начинающие специалисты с опытом работы, желающие повысить квалификацию, от мастер-класса хотят получить предметные знания о методах и приемах работы, чтобы применять полученный опыт на практике и повысить эффективность своей профессиональной деятельности.
- Для специалистов высокой квалификации нет необходимости в повторении действий мастера. Их интересует поиск новых форм и повышение уровня работы.
Таким образом общение начинающих специалистов и мастера нацелено на удовлетворение потребности обучаемых в новых знаниях, а взаимодействие мастера с профессионалами представляет собой полноценную дискуссию, в которой обе стороны обогащают опыт друг друга.
Не всегда требуется внешний специалист. В ряде случаев обучение в формате мастер-класса целесообразно проводить внутри коллектива. Например, один из сотрудников мастерски владеет Microsoft Excel, что позволяет ему выполнять определенный тип заданий, который желательно было бы поручить и другим сотрудникам. Однако те слабо знают программу и не смогут выполнять задание с необходимой скоростью и качеством. Руководитель в таком случае может поручить «продвинутому» сотруднику обучить других. Часто для этого достаточно нескольких занятий. Мастером в данном случае выступит сотрудник, который будет выполнять определенные действия, комментируя их и помогая повторять за собой. В подобных случаях эффективность мастер класса выше любого внешнего семинара или тренинга. Все зависит от текущей необходимости.