Найти в Дзене
ManGO! Games

Особенности и задачи мастер-класса

Оглавление
Мастер-класс — это оригинальный метод обучения по совершенствованию практического мастерства и конкретное занятие, проводимое специалистом в определенной области для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.
Мастер-класс — это оригинальный метод обучения по совершенствованию практического мастерства и конкретное занятие, проводимое специалистом в определенной области для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.

Поговорим о том, что на самом деле способен дать мастер-класс, для кого подходит такая форма обучения и каковы особенности и задачи мастер-класса.

Мастер-класс предполагает двустороннее взаимодействие мастера и ученика. В этом его основа и главное отличие от других форм обучения. От семинара, тренинга и других форматов мастер-класс отличается обособленным, даже персональным подходом к каждому участнику. Мастер-класс невозможно уложить в жесткие нормы, поскольку эта форма предполагает интуитивный выбор способа подачи материала ведущим в зависимости от восприимчивости слушателей.

Основной принцип мастер-класса: я знаю, как нужно, и смогу научить вас. Человека, способного проводить мастер-классы, можно считать профессионалом высокого уровня.

Цель и задачи мастер-класса

Цель мастер-класса – передать опыт участникам.

Задачи мастер-класса:

  • Активное изложение мастером своего опыта в предмете по указанной теме.
  • Практическая отработка приемов решения задач в рамках предмета мастер-класса.
  • Стимуляция самопознания участниками предмета мастер-класса.
  • Помощь участникам в разработке собственных программ саморазвития и самообучения по теме мастер-класса.

Мастер-класс – это всесторонняя помощь в приобретении тех или иных знаний и навыков, поэтому мастер, принявший решение помогать таким образом другим, на момент принятия решения уже должен соответствовать ряду требований:

  • Обширные знания в области тематики проводимых мастер-классов.
  • Персональные лайфхаки по теме мастер-класса, которыми мастер готов поделиться с аудиторией.
  • Педагогические навыки, которые позволяют излагать материал и передавать знания.

Это минимальный и оптимальный перечень условий для проведения мастер-класса.

Формы проведения мастер-класса

Чаще всего мастер-класс проводится в одной из трех форм:

  • Лекция.
  • Лекционно-практическое занятие.
  • Практическое занятие.

В процессе мастер-класса ученик с помощью мастера создает некую модель, которой потом пользуется.

Мастер-класс может быть одиночным, а может входить в серию. Серийные мастер-классы считаются самыми результативными и позволяют повысить квалификацию обучаемого.

Технология организации мастер-класса

Организация мастер-класса включает 5 основных этапов:

  • Презентация опыта мастера.
  • Знакомство с инструментарием мастер-класса.
  • Имитационная игра.
  • Моделирование.
  • Рефлексия.

Презентация опыта предполагает этапы:

  • Описание общих идей технологии.
  • Демонстрация достижений.
  • Доказательства эффективности.
  • Определение перспектив.

Имитационная игра подразумевает, что:

  • Мастер-класс включает в себя демонстрацию приемов продуктивного (личностно-ориентированного) обучения.
  • Аудитория совмещает сразу две роли – ученика и эксперта.

Моделирование включает в себя:

  • Самостоятельное проектирование участниками своих персональных моделей учебных занятий на основе методики своего учителя.
  • Самостоятельную деятельность участников под руководством мастера – консультанта и организатора.
  • Совместное (мастер и слушатели) обсуждение авторских моделей индивидуального обучения.

Рефлексия предполагает:

  • Заключения и выводы мастера по замечаниям и рекомендациям.
  • Обсуждение опыта взаимодействия мастера и участников.

Мастер-классы от внешних специалистов часто проводят в качестве корпоративных мероприятий, но в компаниях часто выбирают тематику, далекую от профессиональной деятельности. Например, мастер-классы по живописи, кулинарии, оригами и пр.

Если вы решили организовать мастер-класс

Если вы решили провести для сотрудников мастер-класс, желательно учесть следующие шаги:

  • Выбрать тему и четко ее зафиксировать.
  • Определиться с характером обучения: разовое или серийное.
  • Убедиться, что уровень квалификации педагога достаточный.
  • Определиться с местом проведения.
  • Составить план мероприятия.
  • Определиться с формами, методами, согласовать демонстрационную часть.
  • Решить все вопросы по использованию технических средств.
  • Убедиться в полной подготовке дидактических материалов и наглядных пособий.
  • Обсудить вопросы обмена опытом и результаты мастер-класса.
  • Предусмотреть обсуждение мероприятия с мастером после проведения.

Форма и тематика

Мастер-класс обычно предполагает группу из 7-15 участников. Самая популярная тематика мастер-классов – знакомство с новыми технологиями и методика их применения.

В ходе мастер-класса участники могут:

  • Ознакомиться с технологическими новинками.
  • Поделиться мнением о полученных результатах.
  • Получить консультацию по теме.
  • Обсудить собственные вопросы по теме.
  • Предложить собственные решения дискуссионных вопросов.

Кто должен проводить мастер-класс

От преподавателя мастер-класса требуется:

  • Педагогическое мастерство.
  • Преподавательские способности.
  • Методическая подготовка.
  • Психологическая грамотность.
  • Интеллигентность.
  • Культура воспитания.

Все эти качества объединяются в мастерство, необходимое при проведении мастер-классов, семинаров, тренингов. Но именно для мастер-класса преподавателю необходимо также уметь хорошо что-нибудь делать, быть мастером в своем деле.

В толковом словаре С.И. Ожегова есть несколько значений слова «мастер»:

  • квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Во время занятия мастер передает ученикам опыт путем прямой и комментированной демонстрации приемов работы, а само занятие представляет собой форму сотрудничества между мастером и учениками, при которой мастер тоже приобретает знания и опыт.

Выбор мастера зависит от запроса на обучение. Мотивация разных групп участников может быть разной:

  • Начинающие специалисты с опытом работы, желающие повысить квалификацию, от мастер-класса хотят получить предметные знания о методах и приемах работы, чтобы применять полученный опыт на практике и повысить эффективность своей профессиональной деятельности.
  • Для специалистов высокой квалификации нет необходимости в повторении действий мастера. Их интересует поиск новых форм и повышение уровня работы.

Таким образом общение начинающих специалистов и мастера нацелено на удовлетворение потребности обучаемых в новых знаниях, а взаимодействие мастера с профессионалами представляет собой полноценную дискуссию, в которой обе стороны обогащают опыт друг друга.

Не всегда требуется внешний специалист. В ряде случаев обучение в формате мастер-класса целесообразно проводить внутри коллектива. Например, один из сотрудников мастерски владеет Microsoft Excel, что позволяет ему выполнять определенный тип заданий, который желательно было бы поручить и другим сотрудникам. Однако те слабо знают программу и не смогут выполнять задание с необходимой скоростью и качеством. Руководитель в таком случае может поручить «продвинутому» сотруднику обучить других. Часто для этого достаточно нескольких занятий. Мастером в данном случае выступит сотрудник, который будет выполнять определенные действия, комментируя их и помогая повторять за собой. В подобных случаях эффективность мастер класса выше любого внешнего семинара или тренинга. Все зависит от текущей необходимости.