Найти в Дзене

"Весна на Заречной улице" : первый опыт советского неореализма

Вот уже больше 60 -ти лет этот незамысловатый, простенький фильм является одним из любимейших у советского, а теперь и российского зрителя. Жизнь перевернулась, промышленность практически исчезла, школ рабочей молодежи уже нет, а фильм продолжает иметь старых поклонников и приобретать новых.

Сам я посмотрел этот фильм в возрасте 9 лет и с тех пор он стал фильмом, зная который наизусть, каждый раз смотрю, как в первый раз. Банальная фраза, но это действительно так.

Конечно, если бы не популярнейшие тогда в СССР фильмы итальянских "неореалистов"никакой "Весны" не было бы. Да и сама "Весна" в год проката заняла по числу зрителей второе место после замечательной итальянской картины Де Сантиса "Утраченные грезы" или другое название "Дайте мужа Анне Дзакео". Помните, как в "Живет такой парень" Пашка Колокольников в разговоре с Катей Лизуновой упоминает название этого фильма в разговоре о том, что нужно женщинам. Кстати, в СССР уже был похожий фильм - "Барышня и хулиган",1918 г. по сценарию В.Маяковского, где поэт сыграл и главную роль. Сценарий был основан на повести итальянского писателя Эдмондо де Анчиса «Учительница рабочих», однако действие перенесено в дореволюционную Россию.

Так это же Саша Савченко за партой в ШРМ ! Нет ? Ах, это Владимир Маяковский и тоже за партой в ШРМ. Там правда сюжет немного другой. Главный герой-хулиган в исполнении Маяковского случайно видит на улице учительницу и с первого взгляда влюбляется в неё. Вскоре он начинает посещать её занятия. Однажды на уроке один из учеников обижает учительницу, а влюблённый хулиган бьёт его. Вскоре его настигает месть: отец ученика вместе со своими друзьями подстерегают хулигана и нападают на него. В драке он получает тяжёлое ножевое ранение. Перед смертью он просит свою мать позвать учительницу. Учительница целует хулигана в губы, и после этого он закрывает глаза и умирает. В общем: "Пиковая дама, не любовь, а драма."
Так это же Саша Савченко за партой в ШРМ ! Нет ? Ах, это Владимир Маяковский и тоже за партой в ШРМ. Там правда сюжет немного другой. Главный герой-хулиган в исполнении Маяковского случайно видит на улице учительницу и с первого взгляда влюбляется в неё. Вскоре он начинает посещать её занятия. Однажды на уроке один из учеников обижает учительницу, а влюблённый хулиган бьёт его. Вскоре его настигает месть: отец ученика вместе со своими друзьями подстерегают хулигана и нападают на него. В драке он получает тяжёлое ножевое ранение. Перед смертью он просит свою мать позвать учительницу. Учительница целует хулигана в губы, и после этого он закрывает глаза и умирает. В общем: "Пиковая дама, не любовь, а драма."
А Саша Савченко вот он. Через 38 лет после Маяковского. Дореволюционный Хулиган превратился в советского рабочего парня. Простого, вот такого. А Учительница все никак не может его полюбить.
А Саша Савченко вот он. Через 38 лет после Маяковского. Дореволюционный Хулиган превратился в советского рабочего парня. Простого, вот такого. А Учительница все никак не может его полюбить.

И умнейший И. А Пырьев отметил, что "Весна" это же итальянский неореализм на тему "Барышни и хулигана". "Нет маленьких людей и нет маленьких страданий". И на фоне прежнего, уже немного затхлого, предельно политизированного и дидактического советского кинематографа 1930—1950-х годов,"Весна" смотрелась, как глоток родниковой воды. Да она и сейчас так же смотрится.

Фильм начинается с дождя. С проливного осеннего дождя. Льет как из ведра, кругом слякотная грязь и огромные лужи. С поезда, волоча огромный чемодан, идет сгорбленная фигурка в плаще и накинутом капюшоне. Фигурка опаздывает на автобус, но тут подкатывает грузовик и страшно деловой шофер почти насильно подсаживает в кабину, как он считает, "мамашу". "Мамаша" снимает капюшон.

"Вот так мамаша". У шофера Юрки Журченко отвисает челюсть. Перед ним и перед нами девушка ангельской красоты. В город приехал Ангел, который очень скоро повлияет на многие уже размеренные и запланированные жизни. Чьи то жизни разрушатся,чьи то обретут новый смысл. Но Ангел не должен об этом думать о чьих то частных судьбах, у него задача мирового масштаба-сделать мир лучше. Его так в школе и в пединституте учили.
"Вот так мамаша". У шофера Юрки Журченко отвисает челюсть. Перед ним и перед нами девушка ангельской красоты. В город приехал Ангел, который очень скоро повлияет на многие уже размеренные и запланированные жизни. Чьи то жизни разрушатся,чьи то обретут новый смысл. Но Ангел не должен об этом думать о чьих то частных судьбах, у него задача мирового масштаба-сделать мир лучше. Его так в школе и в пединституте учили.

Только поехали, а уже происходит судьбоносная встреча двух людей, правда они об этом пока не знают.

Вот так простой рабочий Саша Савченко повстречал Ангела. И стрела Амура поразила его сердце. Но Ангелу некогда обращать внимания на простого работягу. Ангел смотрит только вперед и вдаль, а Сашок сбоку и близко. Поэтому Ангел его пока не заметил. Он едет нести в мир красивое, доброе,вечное. Тут не до Сашка.
Вот так простой рабочий Саша Савченко повстречал Ангела. И стрела Амура поразила его сердце. Но Ангелу некогда обращать внимания на простого работягу. Ангел смотрит только вперед и вдаль, а Сашок сбоку и близко. Поэтому Ангел его пока не заметил. Он едет нести в мир красивое, доброе,вечное. Тут не до Сашка.
А вот те, кому Ангел и будет нести красивое, доброе, вечное. Рабочий класс гуляет. Имеет право перед рабочей сменой по кружечке пивка. Пока еще никто с распитием спиртного в общественных местах не борется.
А вот те, кому Ангел и будет нести красивое, доброе, вечное. Рабочий класс гуляет. Имеет право перед рабочей сменой по кружечке пивка. Пока еще никто с распитием спиртного в общественных местах не борется.

В общем диспозиция ясна. Нас ждет роман между учеником и учительницей.

Первый день в школе. И первые цветы от влюбленного ученика. Очень удобный повод подарить любимой девушке цветы, чтобы она не  догадалась, что это первое признание в любви - это поздравить ее с началом трудовой деятельности.
Первый день в школе. И первые цветы от влюбленного ученика. Очень удобный повод подарить любимой девушке цветы, чтобы она не догадалась, что это первое признание в любви - это поздравить ее с началом трудовой деятельности.

Да пропал Сашок. А ведь какие имел перспективы насчет женитьбы.

Вот они потенциальная невеста, она слева, и ее мама. Очень перспективная семья. Мама торгует пивом в ларьке. По советским временам на недоливе и разбавлении пива водой имела огромные тыщи, правда был риск сесть. Поэтому приданное за дочкой было бы - ну, пушинка к пушинке.чистое перо. Да и сама невеста такая миловидная пышечка, в сексе, наверное, очень страстная
Вот они потенциальная невеста, она слева, и ее мама. Очень перспективная семья. Мама торгует пивом в ларьке. По советским временам на недоливе и разбавлении пива водой имела огромные тыщи, правда был риск сесть. Поэтому приданное за дочкой было бы - ну, пушинка к пушинке.чистое перо. Да и сама невеста такая миловидная пышечка, в сексе, наверное, очень страстная
Но Ангел наш-он такой Ангел. Посмотрите, как элегантно одета! Просто картинка из журнала мод. Так что нет у Сашка никаких шансов, чтобы не влюбиться.
Но Ангел наш-он такой Ангел. Посмотрите, как элегантно одета! Просто картинка из журнала мод. Так что нет у Сашка никаких шансов, чтобы не влюбиться.
Но пока что у Сашка и никаких шансов перед тем, кто на фото в Таниной книжке с прической "под Тарзана" нет. Наш Ангел по земле не ходит, он над ней летает. Ему божество подавай. Терпи Сашок!
Но пока что у Сашка и никаких шансов перед тем, кто на фото в Таниной книжке с прической "под Тарзана" нет. Наш Ангел по земле не ходит, он над ней летает. Ему божество подавай. Терпи Сашок!
Ангел улетел в эмпиреи под музыку Рахманинова. Куда там Сашку до Ангела. Пошел пивка с Юрком накатить.
Ангел улетел в эмпиреи под музыку Рахманинова. Куда там Сашку до Ангела. Пошел пивка с Юрком накатить.
"Да брось ты переживать Сашок, на вот лучше прими, помогает." - "Теперь и сам не рад, что встретил, моя душа полна тобой, зачем, зачем на белом свете, есть безответная любовь".  Просто душераздирающая мелодраматическая сцена. Это штука посильнее мексиканских сериалов. И это серьезно
"Да брось ты переживать Сашок, на вот лучше прими, помогает." - "Теперь и сам не рад, что встретил, моя душа полна тобой, зачем, зачем на белом свете, есть безответная любовь". Просто душераздирающая мелодраматическая сцена. Это штука посильнее мексиканских сериалов. И это серьезно
И вот смотрит на Ангела Сашок и не знает, что же делать. Сильный, красивый, умный мужик, зарабатывает много, от девок отбоя нет, а вот для Ангела только ученик ее класса Савченко. Полная тоска.Рыбникову в этой сцене и напрягаться особо не надо было.просто представить на месте Ивановой Аллу Ларионову. От того все так пронзительно естественно выглядит.
И вот смотрит на Ангела Сашок и не знает, что же делать. Сильный, красивый, умный мужик, зарабатывает много, от девок отбоя нет, а вот для Ангела только ученик ее класса Савченко. Полная тоска.Рыбникову в этой сцене и напрягаться особо не надо было.просто представить на месте Ивановой Аллу Ларионову. От того все так пронзительно естественно выглядит.
"Только вот я какой, рабочий, работяга, таким есть и таким буду. Хотите за такого пойти. Отвечайте Татьяна Сергеевна, что же вы молчите." "Откройте дверь. Вы пьяны. И больше в таком виде в класс не приходите". А вот тут Ангела спускают с небес и оказывается, что это молоденькая девочка Таня, которая и жизни то толком не знает, только по книжкам, и никого она еще не любила, и общаться со взрослыми серьезными людьми не умеет. А тут на нее такой водопад любви обрушивается от такого обаятельнейшего красавца и чистого парня.
"Только вот я какой, рабочий, работяга, таким есть и таким буду. Хотите за такого пойти. Отвечайте Татьяна Сергеевна, что же вы молчите." "Откройте дверь. Вы пьяны. И больше в таком виде в класс не приходите". А вот тут Ангела спускают с небес и оказывается, что это молоденькая девочка Таня, которая и жизни то толком не знает, только по книжкам, и никого она еще не любила, и общаться со взрослыми серьезными людьми не умеет. А тут на нее такой водопад любви обрушивается от такого обаятельнейшего красавца и чистого парня.
Вот так, Таня. И ведь это тот случай, когда любовь к тебе человека, которого ты раньше особо и не замечал, начинает рождать ответное чувство к этому человеку. И это в Танюшке проснулось, детская скорлупа облетела. И пробудилась наша Спящая Красавица.
Вот так, Таня. И ведь это тот случай, когда любовь к тебе человека, которого ты раньше особо и не замечал, начинает рождать ответное чувство к этому человеку. И это в Танюшке проснулось, детская скорлупа облетела. И пробудилась наша Спящая Красавица.

И пошла Таня в жизнь, а вернее на завод, где работают ее ученики. И узнала, что они не школяры, а серьезные и самостоятельные люди, до которых ей еще в жизненном опыте расти и расти.

И увидела она Рабочего Бога. Человека, который на своем месте царь и бог. И поняла она в нем то, что раньше, будучи маленькой дурочкой не понимала.
И увидела она Рабочего Бога. Человека, который на своем месте царь и бог. И поняла она в нем то, что раньше, будучи маленькой дурочкой не понимала.
"Смотри, вон твоя пришла !" А Сашок ведь имеет свою рабочую гордость. Ноль внимания. Да, придется Тане очень постараться.
"Смотри, вон твоя пришла !" А Сашок ведь имеет свою рабочую гордость. Ноль внимания. Да, придется Тане очень постараться.
И пока Таня в раздумьях, Сашок и Юрок культурно отдыхают с девочками. Юрок - это красавец. Веселый, циничный, но очень обаятельный и прекрасный друг." Назначайте девушки свиданья, все равно останусь холостой". Играет его Владимир Гуляев. А ведь Гуляев фронтовик, боевой офицер. Во время войны Гуляев  был пилотом на Ил-2,а это летчики-смертники, в среднем они совершали только 12 вылетов, очень многие гибли из-за опаснейших штурмовок врага. Награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени, самой ценимой среди военных наградой. Даже выше ордена Ленина. Летчики говорили"Орден Ленина и доярке могут дать".
И пока Таня в раздумьях, Сашок и Юрок культурно отдыхают с девочками. Юрок - это красавец. Веселый, циничный, но очень обаятельный и прекрасный друг." Назначайте девушки свиданья, все равно останусь холостой". Играет его Владимир Гуляев. А ведь Гуляев фронтовик, боевой офицер. Во время войны Гуляев был пилотом на Ил-2,а это летчики-смертники, в среднем они совершали только 12 вылетов, очень многие гибли из-за опаснейших штурмовок врага. Награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени, самой ценимой среди военных наградой. Даже выше ордена Ленина. Летчики говорили"Орден Ленина и доярке могут дать".
И вот уже Таня признается в любви к Саше. А он все не может перебороть в себе обиду. И опять дождь, как в начале фильма. Только там это  холодный осенний, кругом грязь и слякоть. А сейчас это теплый, светлый,  весенний дождь и скоро выйдет солнце и всех согреет. И оттаяло Сашино сердце, и оставил он компанию ради любимого человека и пошел к своей учительнице.
И вот уже Таня признается в любви к Саше. А он все не может перебороть в себе обиду. И опять дождь, как в начале фильма. Только там это холодный осенний, кругом грязь и слякоть. А сейчас это теплый, светлый, весенний дождь и скоро выйдет солнце и всех согреет. И оттаяло Сашино сердце, и оставил он компанию ради любимого человека и пошел к своей учительнице.

В общем все кончилось хорошо. Оптимистично. Таня полюбила Сашу. И никакого многоточия в конце. Все предельно ясно. Всем. Помните в фильме "Легкая жизнь",1963 г., есть такое, как сейчас, бы назвали камео - сбор бывших студентов пединститута, преподаватель вызывает бывших студентов по фамилии:"Таня Левченко \а это имя и фамилия нашей героини из "Весны"\!" Поднимается бывшая студентка и отвечает:"А я теперь не Левченко, а Савченко !"

Да, Таня. Все будет Хорошо.
Да, Таня. Все будет Хорошо.

Конец фильма.

Добавляйте свои эмоции по фильму. Хоть он уже на сто рядов пересмотрен и выучен наизусть, но может быть сейчас что-нибудь новое да шевельнулось ?

И несколько цитат из фильма.

Что такое ничего, и как из него сделать что-то.

Карету мне, говорит, карету! А сама села на поезд и укатила.

Глушь ты нерадиофицированная.

А ведь так, трезво взглянуть, обыкновенная баба, как все!

Милый Саша, я не ваша!