Отсутствие цели и направления приводит к проблемам в бизнесе, но мало кто готов взять на себя ответственность за случившееся и ответить на вопрос «как это было допущено». И это логично, потому что это и есть выбор, ответственность и риск владельца. Зато есть модное слово «пивот», которое многое объясняет. Оно значит – время менять курс, пересматривать бизнес-модель, проверить фундаментальную гипотезу о продукте.
Пивот – момент, когда появляются признаки того, что модель не работает или работает неэффективно, и когда необходимо принять решение попробовать новые концепции. Но где гарантия, что все не повторится опять? Гарантии нет, а в основе успешной стратегии лежит большая работа, усилия по анализу, исследованиям, поиску обоснованных целей в условиях неопределенности. Чем больше работы над ошибками, тем больше шансов успешно завершить пусть не этот, то следующий проект.
На каком этапе могла быть допущена ошибка, которая уничтожила проект:
- Неправильно выбран клиентский сегмент.
- Неправильно выбрана проблема.
- Слишком узкий рынок.
- Неправильно определена ценность.
- Неправильно составлена цена.
- Не просчитана экономика проекта.
Как можно определить, что проект не работает и его пора закрыть:
- Клиенты не покупают.
- Клиенты не возвращаются.
- Клиенты не видят ценности в продукте.
Пивот – это момент признания неверно выбранного пути. Это момент ответственности и выводов. Ответственность за этот момент способен только лидер.
Огромное количество людей возьмутся прибить картину, но единицы решатся посоветовать, ГДЕ ее прибить, чтобы это понравилось хозяйке. Те, кто решается, получают намного больше денег, чем исполнители. И это справедливо. От плохо прибитого гвоздя не распадаются семьи и не рушатся корпорации, а вот из-за концептуальных разногласий – как минимум в каждом втором случае. Эффективный лидер – это тот, который умеет выбрать направление и сплотить вокруг него единомышленников.
Что отличает лидера
Лидер – тот, который решается выбрать направление и не боится это объявить. Лидер – тот, который предлагая направление, знает, что половина будет против, а половина нерешительна и боится ответственности. Этим лидер отличается от консультантов и аналитиков.
Кроме того, лидер способен действовать в хаосе. Если бы выбор стратегии поддавался обычному анализу, грамотный аналитик мог бы просчитать успех. Если бы создание нового продукта или бизнеса было бы стандартной задачей – консультант подсказал бы правильный путь. Но аналитик не может найти достаточно аргументов, консультант идентичных примеров. Ни тот, ни другой не готов взять ответственность за результат, а лидер – умеет вести за собой даже если нет гарантии успеха. Именно лидеры ведут за собой корпорации, когда акционеры не знают, куда идти.