Найти тему

Размышление о христианских доктринах. Предопределение.

Это один из самых сложных богословских вопросов, может быть даже самый сложный. Поднятый примерно в пятом веке противостоянием Августина и Пелагия, был доведен в шестнадцатом веке до крайней формы Кальвиным и Арминием.

В протестантизме он является основным камнем преткновения в спорах, а католики и православные этот вопрос обходят стороной, ограничиваясь полунамеками. Оно и понятно, ведь это для протестантов главным является учение, для католиков же структура, а для православных культ.

Об этом написана чертова уйма трудов, но с мертвой точки вопрос особо не сдвинулся. Так что каждый должен выбрать сам, или за него выберет кто-то другой. Только сегодня принял чужой выбор за авторитет, а уже завтра принятый авторитет призовет в крестовый поход или инквизицию.

Я сторонник учения Кальвина об абсолютном предопределении. Что спасение чисто Божья прерогатива, что кого Он считает нужным, того и спасает, а прочие нечто вроде побочного продукта одноразового использования. Моя уверенность основана на личном переживании рождения свыше и последующего изучения и осмысления вопроса.

И даже если я в своем убеждении ошибаюсь, то оно мне греет душу и дает уверенность в завтрашнем дне. В процессе старения это становится все более актуальным. Есть даже некая формула преимущества моей убежденности:

Верующий и неверующий: Если Бог есть, то верующий после смерти попадает в рай, а неверующий в ад. Если Бога нет, то оба умирают и все. Но при жизни для неверующего все постепенно заканчивается, причем с возрастом, болезнями и накопленными проблемами становится все хуже и хуже, а для верующего все только начинается, и эта жизнь просто разминка перед будущей.

И вот Библейское тому подтверждение:

В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей… Еф. 1:11
…так как Он избрал нас… прежде создания мира, … предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… Еф. 1:4,5
…Бог от начала, избрал вас ко спасению… 2 Фес. 2:13
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Рим. 8:30
…со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Флп. 2:12,13

Как это все согласуется с образом и подобием, со свободой воли? Очень просто, у каждого человека это не беспредельно, а в определенных границах. Мы можем сделать выбор пить чай или кофе. Но не можем сделать выбор за Бога.

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? Мф. 6:27

Разве это не жестоко? Одним все, а другим ничего?

Но в чем вообще проблема, ведь неравенство есть в окружающем мире и всегда было. Всегда одни едят других, этому даже есть научное название – пищевая цепочка. Всегда общество делилось на касты или сословия. И для большинства людей рождение внутри своей касты было приговором.

Дворянин обязан был служить государству, священник отправлять культ, а прочие работать и содержать дворянство и духовенство. И такой уклад передавался по наследству. Тем более цвет кожи, а зачастую и место жительства.

И это более реально для нас, поскольку здесь и сейчас, а предопределение касается того, что еще только когда-то будет. Так что нет никакой жестокости. Тем более, что это вопрос веры, который опытным путем проверить нельзя.

Теперь самое время дать оценку притчам Иисуса в контексте вопроса.

…кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: «порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу». Лк. 15:4-6
Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Лк. 15:8,9

Бросить ради одной девяносто девять овец в пустыне, где они разбредутся и их волки съедят, может только полный дебил, или кретин. А эта лохушка? Монета на полу не такая уж пропажа, достаточно нагнуться и поднять. А если это где-то не дома, а в присутственном месте, то пока она там по полу будет со свечкой елозить, остальные монеты просто растащат. Ибо в кругу друзей хлебалом не щелкай.

То есть с практической точки зрения эти притчи полная бредятина. Их смысл в другом – они говорят образами о кающихся грешниках. Но ведь тогда получается, что кающийся важнее, чем те, кому и каяться-то не в чем.

…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!». Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Лк. 18:10-14

В чем каялся мытарь? В том, что он жулик и даже более того, служил завоевателям, был нечто вроде фашистского пособника. А фарисей в чем должен был каяться? В том, что ревностно исполнял данный Богом закон?

Или может следовало бы покаяться в первородном грехе Адама и Евы? Но это вообще вопрос доктринальный, а для многих и философский. Каяться в том, что не только не совершал, но и не присутствовал при совершении, либо глупость, либо лицемерие.

То есть эта притча о том, что человек должен показать, какое он ничтожество. Но ведь человек образ и подобие Бога, а уверовавший становится еще и Сыном Божьим? Какое тут может быть ничтожество? И вот еще эта бредятина о радости ангелов:

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Лк. 15:7
Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Лк. 15:10

Радуются… А кто радуется? Кроме ангелов во множественном числе там никого нет, Бог един. Если даже взять доктринальное триединство, то Иисус был на земле во плоти, а Дух Святой вообще дышит где хочет, сам приходит и уходит и никого не ждет.

Ангелы же это всего лишь служебные духи, не имеющие права и возможности выбора, то есть подай, принеси, пошел вон, они тупые исполнители команд. Скомандовали им – вот и радуются. И поскольку рождение свыше индивидуально, то когда, как, и кто пришел, так в тот момент и радуются. Работа у них такая – радоваться каждому, кто приходит, как у дворовых шариков и жучек.

И кому именно радуются? Любому кающемуся? Тогда получается спасение по делам, а значит и Христос умер напрасно. Или же все-таки только избранным к спасению? Но если пришли двое спасенных, но один кающийся, а другой не кающийся? Кому эти дворовые ангелы будут радоваться? А если сто раз согрешил и покаялся, это будет лучше, чем один раз согрешить и покаяться, или же без разницы? Павел говорит, что разница есть, только не знает, в чем именно, и какое имеет значение:

Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Флп. 3:12
…стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Флп. 3:14
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.1 Кор. 9:24-27

Он призывает бежать за наградой, но не знает, куда бежать и как эта награда выглядит. Он говорит о себе, что не достиг, но надеется достигнуть. И при этом не знает, чего именно достигать. Когда Павел сам понимает, о чем говорит, то говорит ясно и понятно. А здесь видно, что он и сам не понимает.

И апофеозом всего учения о предопределении становится притча о блудном сыне.

…у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение …младший сын, …расточил имение свое, живя распутно …и пошел к отцу своему. И …увидел его отец его и сжалился; …сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» …«брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся» Лк. 15:11-32

Во-первых, отец разделил имение не между сыновьями, он дал только одному, а другому в лучшем случае пообещал. Во-вторых, говоря, что все мое твое, отец обманывал старшего сына, потому что не давал ему даже козленка, а младшему мало что отдал часть имения, так еще по возвращении заколол тельца, дал лучшую одежду и перстень, которые сам же сказал, что принадлежат старшему сыну. Кстати, старшего на пир даже не позвал.

Вот этот старший сын, точно также как девяносто девять драхм или овец, никакой ценности для Бога не представляет, он просто расходный материал, поскольку к спасению не избран.

Это младший предопределен к спасению, а старший нет. И стоит ли ему тогда выслуживаться? Сам Иисус сказал, что нет, не нужно.

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Мф. 7:6

Или живи так, как считаешь нужным, все равно все бесполезно. А если не бесполезно, то значения не имеет, как живешь, поскольку за тебя все решено.

…ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет… Мф. 13:12