Сегодня, дорогие друзья, я буду гнать. Ну то есть, по мнению значительной части френдов, весь сериал - это сплошной гон. Но сегодняшний пост особенный. В остальных постах я в целом твердо уверен в заявлениях, которые сделал. Даже если я в чем-то и ошибаюсь, у моих ошибок есть база в виде какой-то информации или наблюдений. То есть я пытаюсь держаться реальности. Но сегодняшний пост будет посвящен проблеме, где у меня очень мало уверенности. И которую я ощущаю интуитивно и определяю очень неуверенно. Сегодня мы поговорим про конфликт модерна и постмодерна в политике.
Кстати, мы добрались примерно до середины сериала. Вот план следующих постов
- либеральная Россия, которую мы потеряли (как же так? (история возникновения режима)
- суть режима «суверенная бюрократическая система» (политическая программа режима)
- треугольник: общество – чиновники - олигархи - (ключевая проблема демократии)
- проблематика гражданского общества (выборы как каргокульт + проблемы коммуникации)
- проблема реформирования больших систем + проблема коррупции + отношения бизнеса и силовиков
- проблематика мировой войны
- проблематика цветных революций + отношения власти и общества
- проблема удержания власти режимом + вопрос о возможности демократической трансформации
- иллюстративный материал
- проблемы левого проекта
Видите, какой серьезный у меня план? Вопрос, почему же имея на руках такую колоду серьезных тем, я собираюсь тратить время на философскую херню? Ответ: у меня есть чувство, что тут кроется нечто важное. Нечто такое, что мне сложно охарактеризовать, но при это столь существенное, что хочется, как минимум, заявить на обсуждение.
Итак, в предыдущих частях я многократно высказал свою позицию. Я твердо уверен, что режим далеко не так плох, как его трактует оппозиционная общественность. По сути, режим выполняет ровно ту же программу, которую общественность требует (рост благосостояния, четкие правила игры, баланс между социальными обязательствами и задачами бизнеса) – просто делает ее медленней, чем людям мечтается (зато наверняка). И даже вопрос о дихотомии суверенитет/глобализация не так уже глубоко разделяет общество. Так откуда же такая ненависть сетевой общественности к власти?
Моя версия – возникла проблема языка. Разные группы населения говорят на разных языках и фатально не понимают посланий друг друга. Фактически, возник конфликт из-за того, что власть существует и оперирует в модерне, а форвард общества находится в постмодерне.
(Я прям чувствую как кипит мозг у читателя: "Какой модерн? Какой постмодерн? Какое рококо? Тимур, что за чушь ты несешь?")
Смотрите. Изначально было традиционное общество. Знание было эмпирическим (собственный опыт) или полученное от доверенных лиц (от отца к сыну). В старые времена и книг-то толком не было. Эта фаза развития человечества называется архаика или премодерн. В какой-то момент, примерно в 17-м веке, возник научный метод интегрированный с промышленным развитием. Возникло научное знание. Проверяемое. Гипотеза, теория, эксперимент. Распространение книг с информацией о природе и окружающем мире. В общем, мир науки. Знания было все больше. Оно давало все больше плодов и распространялось все шире. Эта фаза развития человечества называется модерн. Где-то в конце двадцатого века, произошел надлом модерна. Возникла объективная проблема – количество знания стало так велико, что оно далеко превысило пороговые значения доступные человеку. Такая фаза общества называется постмодерн.
Я слышал термин "информационная сингулярность"- это ситуация, когда информации становится так много, что человек теряет способность ее воспринимать. Может быть это футурологический прикол. Но мне кажется, что в этом есть очень серьезная доля истины. Почему я к этому отношусь предельно серьезно, и трачу ваше время на какую-то, прости Господи, сингулярность? Отвечаю. Я лично провел сотни собеседований и видел сотни выпускников технических вызов, которые не могли зачитать закон Ома. Я видел людей, которые кончили педВУЗ по специальности история и не могли назвать дату Куликовской битвы. Я видел людей, которые по пять-десять лет вели бухгалтерию и не понимали значение счет-фактур. Сингулярность уже среди нас. При этом люди старшего поколения почему-то вполне внятно рубили в сути процессов. Ну то есть человек 60-го года рождения, окончивший технический ВУЗ, с гарантией скажет вам, что будет с силой переменного тока через конденсатор, если поднять частоту. А человек 90-го года рождения, окончивший тот же самый ВУЗ, ответить на этот вопрос не способен в 9 случаев из 10. И, как я понимаю, это не специфически российская проблема. Я слышал, в американских вузах пришли к необходимости переписывать учебники по физике. Физика не поменялась. Но современные студенты потеряли ментальную способность воспринимать столь длинные куски текста без картинок.
Гипотеза. Тут ключевая проблема в объеме информации. Во времена пика модерна в 60-70-х годах были массы людей, которые собирали радиоприемники из схем, могли перебрать автомобиль, спаять компьютер и написать под него софт. И мир был в целом познаваемым. Тогда был лозунг: "Пойми, все что ты способен понять, запомни, все что ты можешь запомнить". Но уже где-то в 80х-90х техносфера стала столь сложна, что ее уже в принципе невозможно постичь индивидуальным усилием. А техника все развивалась. Модульность, интерфейсы и т.д. Оно становилось все сложней и попытки лезть не в свой вопрос становились все бесплодней. В какой-то момент общественное восприятие переключилось на лозунг «Забудь все, без чего ты не можешь обойтись. Не пытайся разобраться в том, что не имеет к тебе самого непосредственного отношения». В какой-то момент на рынке стали побеждать системы не самые надежные, не самые дешевые, не самые эффективные, а самые простые в освоении, с минимальной кривой обучения. Это гигантский социологический сдвиг.
То есть мы живем в обществе, построенном на знании, и при этом знания так много, что оно больше не может быть ПОНЯТО. А в такой ситуации надо как-то крутиться. Вопрос – как решить проблему? Эволюция имеет аппаратное решение. Есть быстрый мозг и медленный мозг. Быстрый мозг умеет мгновенно обрабатывать колоссальные объемы информации и делать мгновенные выводы – но на основе наработанных шаблонов. Это распознавание образов, автоматические действия. И есть медленный мозг, мозг который в состоянии осознавать смыслы, принимать осознанные решения. И делает он это крайней энергозатратно. Поэтому организм старается медленный мозг без нужды не включать. И по максимуму принимать решения быстрым мозгом. (Кстати, если кто не в курсе, вот этот кусок, про быстрый и медленный мозг – это не гон, а научный факт, Даниэл Канеман за это нобелевку получил). Ну так вот. Постмодерн это общество, где люди строят свою жизнь так, чтобы принимать максимальное количество решений на основе работы быстрого мозга. То есть не на основе логических рассуждений и расчетов, а на основе образов. Речь идет о принятии многих экономических решений, вопросы отдыха. Ну и в контексте нашего разговора – вопросы политики. Политические пристрастия людей стали формироваться не на основе логики, а на основе образов.
Одна из очень серьезных проблем режима в том, что режим мыслит и действует в модерне. А форвард общества и живет и мыслит и принимает решения в постмодерне. Режим делает абсолютно логичные и абсолютно правильные, но при этом ЧУДОВИЩНО СКУЧНЫЕ вещи. Проводят какие-то административные реформы, строят какие-то порты в какой-то Сабетте (где это вообще?), внедряет какую-то тоталитарную автоматизацию на дорогах (боже как неприятно) и в сборе налогов (чудовищное преступление). Поддерживает каких-то неприятных шахтеров и обижает милых хипстеров. Бомбит прикольных бородачей. Всем этим занимаются какие-то унылые серые невнятные типы, которые и двух слов сказать не могут. А те, персонажи, которые информационно обслуживают режим (Соловьев, Киселев) – это что вообще за мерзость? Ну мерзость же? А кого они слушают на своих корпоративах?
В связи с этим, режим для значительной части населения оказывается эстетически неприемлем. А действия режима в области экономики и госуправления находятся в зоне далеко за пределами способности человека воспринимать. Современная экономика и современное управление уже слишком сложны для восприятия. Даже и смежниками. А уж люди далекие от темы в принципе не понимают, о чем идет речь. Нет, ну то есть в принципе-то понять способны – но потратив ГОДЫ работы. А в стиле прочел статью и все понял – уже не получается.
Вот вам простой пример – максимальное количество лайков и репостов из этого сериала собрали тексты про проблематику общения в соцсетях. Минимальное количество лайков, и комментов собрал серьезный текст о проблемах инновационной деятельности в странах периферийного капитализма. Это логично. Сетевой срач и война пропагандонов - это то, что находится в зоне практического опыта. А сырьевые комбинаты, порты, и инвестиционная инфраструктура - это что-то марсиански непонятное.
Ситуация осложняется тем, что журналисты уже в этом постмодерне сидят совершенно надежно и в модерн возвратиться не способны. Поэтому для любого журналиста любые действия правительства рассматриваются не как объект, который нужно понять, а как объект, в котором можно найти то, что можно вкусно обстебать. Ну… про это мы плотно поговорили в частях, которые посвящены журналистике и соцсетям. Не будем возвращаться.
Ситуация для власти также серьезно осложнена тем, что значительная часть экономики и особенно развивающейся экономики находится в зоне постмодерна. Во власти практически нет людей, которые постмодерн понимают. После того, как оттеснили Суркова, там в элитном ядре никого, кто бы интуитивно чувствовал постмодерн, похоже просто не осталось. (Ага! Так это Сурков тебя купил!)
Различия в экономике модерна и постмодерна это абстракция только на первый взгляд. Маленький управленческий этюд. Представьте, что вы властелин фэнтезийного королевства. Вам нужно подготовить укрепления к войне. И допустим, что ваши подданные орки – как ими управлять? Тут все понятно. Выставляем орков на работы, за выполнение нормы миска баланды, кто не выполнит нормы тому плетей. Орки укрепления построят (уродские, конечно, но построят). Орки - это архаика.
Допустим, ваши подданные гномы. Тут тоже все понятно – гномы работают за золото. Предоплата половина, точное ТЗ, с оплатой динамить не рекомендуется. Гномы все нормально сделают. Хватило бы золота. Гномы это модерн.
Но, допустим, ваши подданные эльфы, что вы будете делать в этом случае? Бить эльфов бесполезно, на золото они не реагируют. Эльфам нужно все время рассказывать о важности задачи, о великой войне, о противостоянии добра и зла… при этом, что самое страшное, (если они вообще воспримут ваш нарратив всерьез) они же будут регулярно вступать с вами в диалог, предлагать идеи, строить не то, что написано в задании, а что-то, что они считают правильным. Может они даже и построят крепость – невыразимо прекрасную – но мозги взобьют до желейного состояния. Я где-то понимаю Сарумана, который за столетия так с этими эльфами замудохался, что решил плюнуть и начать рулить орками. Эльфы это постмодерн.
Но что вы будете делать, если вы привыкли рулить орками и гномами, и у вас под это заточен весь управленческий аппарат, вся система. И тут среди вашего народа начинают появляться эльфы в весьма серьезных количествах, счет идет на единицы процентов?
М?
Вот и Путин не знает, что с вами делать.
Взять хотя бы последние московские протесты. Это яркая иллюстрация разницы языков. Активисты пытаются общаться с властью языком постмодерна. Фотка девочки, которая читает конституцию ОМОНу - это, разумеется постмодерн, инфомагическая акция по факту. Грандиозное винтилово – это модерн – попытка разговаривать с людьми путем инструкций, разрешений и запретов. (Бить девушку в живот это архаика, кстати. Росгвардия. Орки, такие орки). Вот если бы людей, которые вышли бы на несанкционированный митинг приговорили бы анализировать первичные документы контрольно ревизионного управления мэрии, в поисках коррупции – вот это был бы постмодерн, и такой язык общественность бы поняла. Но нет у власти таких специалистов. А те, которые могли бы, стараются не отсвечивать, потому что бюрократия вообще не воспринимает постмодерн. А если воспринимает, то исключительно как объект для ненависти.
Но вернемся к стержневой теме нашего разговора – конкуренции проектов. Так получилось, что глобализированный запад уже довольно далеко ушел в постмодерн. Как минимум политика, работа СМИ, значительная часть экономики и управленческой культуры. Оно в чем-то играет с западом дурную шутку. Не надо думать, что раз постмодерн новее, и значит, это хорошо. Это другой тип обработки информации и другой тип принятия решений. Менее интеллектуальный, но более быстрый. Отрыв экономики и политики от материальной базы – привел к казусу Трампа. Трамп продвигает идеи возврата в модерн, восстановление экономики модерна и политики модерна (риал политики , в противовес политики образов (хвост виляет собакой)). Чем вызывает животную ненависть постмодернистских элит. Собственно и Брекзит и кризис в Евросоюзе связан именно с тем, что в последние годы политики в принятии решений руководствуются не расчетом, а системой образов. Ну так вот. В политике и культуре запада доминирует постмодерн. Что находит полное понимание у наших граждан, которые уже живут не расчетом, а образами. Проект Путина – модернистский проект. С точки зрения постмодерниских элит запада, он воспринимается как «контрреволюционная реакция». Путин тут выступает как один из глобальных лидеров модерна, оппонирующих постмодерну. Что кстати, серьезно повышает акции Путина во внутрироссийском восприятии уже на уровне постмодерна. Простой пример. То что Россия выплатила долги это ни для кого не аргумент. Люди просто не понимают насколько это сложно и важно. А вот если сказать «депутат от Венеции пришел на заседание европарламента в майке с изображением Путина» - вот это для постмодерна будет аргумент. Потому что сильный образ. И прикольный.
Ах да.
На наших глазах произошло удивительное событие. Братская Украина, видимо, так далеко ушла по пути информационной сингулярности, что выбрала президента и парламент на основании логики постмодерна. Хотя логика модерна буквально вопила, о том, что это безумие (абсурдно допускать к управлению страной человека без управленческого опыта). Но победила логика постмодерна – фактически народ массово проголосовал за экранного президента Голобородько. У Зеленского даже программы не было. Он вообще ничего не предлагал. То есть победил не расчет, а образ. Мы с живейшим интересом будем следить за этим риаллайф сериалом. Ужасно интересно, как будут развиваться события.
Так. В общем, я рамочно тему озвучил. В последующих частях будем иногда возвращаться к идеям изложенным в этом посте. Но по мере необходимости. Постараюсь не злоупотреблять.
Спасибо за внимание, буду рад вопросам.
Это часть12 сериала "адеквата". Оглавление тут
https://zen.yandex.ru/media/id/5db4db725d6c4b00ad648a3d/adekvata-oglavlenie-seriia-postov-o-grajdanskom-obscestve-v-rossii-5e2b4d791e8e3f00ada82e9d
Исходный пост и дискуссия в комментах на FB
https://www.facebook.com/timhydr/posts/1278995922268496