После очередного зимнего потепления и перехода из "-" в "+" и обратно в "-" абсолютно все дороги в городе, даже после капремонта проведенного летом, покрылись трещинами и ямами. Повреждения постепенно разрастаются. Конечно - весной, летом, осенью снова будет проведен ямочный ремонт и все начнется заново.
Что является причинами быстрого выхода из строя дорожного полотна?
Любимый ответ чиновников - это климат России, но ведь во всем мире существуют схожие климатические условия и давно используются технологии позволяющие продлить жизнь дорог до первого ремонта.
Любимый ответ диванных критиков - недостаточная подготовка основания дорог, очень часто слышу мнение что за границей используют армирующую сетку, несколько слоев подушек и т.д.
Конечно, это одна из причин, но, во-первых эту технологию уже переняли и при строительстве новых автодорог - например Питер-Москва ее и применяют. А во-вторых что касается городов, так как наличие подземной инфраструктуры, не позволяет выполнить достаточную подготовку основания.
Еще один факт для размышления. При более слабой подготовке основания, стоимость строительства дорог в России выше чем в Китае и США.
И все же при такой высокой стоимости срок службы дорожного полотна до первого ремонта не превышает 2 года, для сравнения в Финляндии со схожим климатом не менее 7 лет
Основные причины низкого срока службы дорог
1. Устаревшие нормативная база и требования к материалам
Несмотря на то что количество транспорта и загрузка дорог существенно увеличились, в России для строительства дорог по-прежнему используется смесь битума, песка и щебня. Причем итоговое качество очень зависит как от соблюдения технологии и пропорций подготовки смеси, так и от используемых компонентов. У нас любят на всем экономить - использовать более дешевый битум, уменьшать время изготовления смеси и т.д.
В мире, для сравнения используют различные добавки в смесь для повышения эластичности и износостойкости.
2. Соблюдение технологий строительства
Так же из экономии, сокращения сроков строительства, организации выполняющие строительство дорог укладывают асфальт не оглядываясь на погодные условия и температурный режим. Заказывают материалы более низкого качества.
Отсутствие контроля со стороны заказчиков - муниципальных служб и экспертизы качества дорожного полотна при сдаче работ, расширяет возможности строителей в экономии.
На недостаточно укатанной дороге или построенной из некачественных материалов имеются микротрещины, которые при изменении температуры, попадании влаги разрастаются и разбиваются колесами.
3. Содержание дорог
Отсутствие контроля за содержанием дорог тоже вносит свою лепту в разрушении полотна.
Летом при высоких температурах, ее нужно регулярно поливать для охлаждения.
Зимой ситуация еще хуже, при уборке дорог от снега, железные ковши тракторов оставляют борозды, которые являются очагами начала разрушения. Пример на картинке ниже
Во дворах еще хуже, дороги там вообще не живут. Ведь нередко их чистят гусеничными тракторами
4. Технологии ремонта
Все кто был в Европе, Америке наверняка видели что там так же используется ямочный ремонт, иначе и быть не может. Не перестилать же всю дорогу из-за одной-двух ям. Но там заплатки стоят намного дольше. Почему?
Потому что соблюдают технологию ремонта - подготавливают края, вымывают пыль и грязь, высушивают для хорошей адгезии и ремонтируют.
В лучшем случае подготовят края отбойным молотком и зальют битумом, потом сверху не высушивая бухнут асфальт и закатают. Причем не вровень с основой, а чуть выше или ниже.
Пыль и влага не дают заплатке надежно дифундировать с основным материалом. Заплатка начинает вибрировать и постепенно разрушаться под колесами машин, также под нее проникает вода и при колебании температур вносит дополнительные эффекты для разрушения. И все повторяется заново, только выбоина увеличивается.
Выводы
В принципе все причины на поверхности, и как ни печально в департаментах дорожного строительства про них знают и ничего не делают, выбивая все новые суммы на строительство.
Все изменится только если будет жесткий контроль за этой сферой, ну или как вариант - поставят Сергея Кужугетовича во главе ведомства. Оборонку ведь поднять у него получилось )