Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
Кроме представительских автомобилей для правителей СССР изготавливались автомобили медицинской скорой помощи, которыми комплектовался гараж «кремлёвской больницы». Одним из них стал ГАЗ-13С «Чайка». Кратко о нём рассказано ниже.
Почему возникла необходимость в «медицинской» «Чайке»?
Производство ГАЗ-12 прекратилось в 60-м году. К этому времени его место на конвейере уверенно заняла «Чайка» ГАЗ-13. На базе ЗИМ производились «скорая помощь» для народа и правителей. С созданием «Чайки» министры захотели иметь соответствующий их статусу автомобиль скорой помощи. Для высшего руководства страны был ЗИЛ, а для министров, генералов и региональных руководителей предназначалась «Чайка».
Советское правительство с каждым годом становилось старше, здоровый образ жизни был не в моде, что способствовало возникновению системных заболеваний организма, характеризующихся периодическими кризисами. Автомобиль должен был обеспечивать перевозку высокопоставленных чиновников до спецполиклиники в сопровождении медицинского персонала, имеющего возможность поддержания работоспособности организма больного в пути следования.
Кузов универсал должен был обеспечивать расположение больного на носилках, медицинского персонала и оборудования. На нём не должны присутствовать опознавательные знаки скорой помощи. Чёрный цвет подчёркивал статус автомобиля, не обозначая его назначения. Тонировать стёкла тогда ещё не умели, поэтому их занавесили шторами.
Где производили «скорую» для правителей»?
В это время Горьковский автозавод был загружен производством гражданской и военной техники, вероятно, поэтому производство автомобилей для «кремлёвской больницы» было поручено автомобильной фабрике города Рига (Латвийская ССР). Специалисты РАФа зарекомендовали себя умелыми производителями автобусов, которые были на уровне мировых образцов и пользовались спросом в СССР.
Рижский завод выпускал автобусы и микроавтобусы на агрегатной базе Горьковского автозавода. Сначала на грузовиках ГАЗ-51 и его последующих моделях, позднее с использованием узлов «Победы» и «Волги». На заводе сформировался коллектив талантливых конструкторов и высококвалифицированных производственников, которому было по плечу решать самые сложные задачи в создании необычных автомобилей.
Сконструировал правительственную «санитарку» Артур Эйсерт. Он создал несколько поколений микроавтобусов, в том числе РАФ-2203 с именем «Латвия», известные в СССР своими передовыми техническими решениями и стилистической новизной. В Риге из седанов ГАЗ-13 делали универсалы. Ненужные панели задней части отсекали, удлиняли крышу и боковины, сзади устанавливали дверь, открывающаяся кверху.
Особенности устройства ГАЗ-13С «Чайка».
- За передним рядом сидений устанавливалась перегородка, разделяющая салон на две части.
- По левому борту располагался столик, под которым было отведено место запасному колесу. Достать колесо можно было через заднюю левую дверь.
- Площадка для установки носилок расположилась слева до задней двери салона. Над ней устанавливали кронштейны для медицинских препаратов. Под ней располагалось оборудование специальной связи.
- Справа в салоне перед колёсной аркой располагалось сидение для медицинского работника.
- За правой колёсной аркой устанавливались кислородные баллоны и чемодан с портативным дефибриллятором.
- В автомобилях для жаркого климата Вьетнама устанавливались кондиционеры японского производства. Они должны были использоваться как катафалк.
- Символизировала большой вклад рижан в создание автомобиля эмблема РАФ, расположенная на панели задней двери справа.
- В Москве автомобиль оснащался медицинским оборудованием, места для которого были подготовлены в Риге.
Кроме «кремлёвской больницы» потребителями элитной «санитарки» было Министерство обороны. Заказ для Вьетнама был выполнен в виде катафалка с закрытыми проёмами окон в задней части. Всего было изготовлено не более двух десятков автомобилей, но каждый из них был в индивидуальном исполнении.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.