Макки, как ты там? У нас в России вышел снег и научно-фантастический фильм Вторжение, планируем вот сходить на выходных, потому что фантастика для нашего кино - редкость.
По сему случаю решили составить гид по жанру, для тех, кому не хватает духу взяться за твою книгу или просто не хватает информации на русском языке.
История
Итак, как и во всех остальных случаях, все начинается именно с нее. Чем лучше идея, чем продуманнее и талантливее, тем меньше денег вы потратите на то, чтобы произвести впечатление.
История - это ядро всего фильма. Костюмы, локация, декорации - все это будет не важно, если история никуда не годится.
Самое важное - это уникальность. Тем более, когда речь идет о фантастике. Это уже не новый жанр, при этом он встречается не так часто, поэтому потенциал по-настоящему продуманной и уникальной истории достаточно высок.
Особенности жанра
Хороший научно фантастический фильм отвечает на вопрос “ А что если…”.
Отвечая на этот вопрос, мы исследуем мир в котором живем, его потенциал, изучаем самые разные вопросы, такие как глобализация, генная инженерия, перенаселение. Жанр научной фантастики позволяет сделать это не показывая пальцем на конкретных людей или национальности.
Особенно интересно прорабатывать в жанре научной фантастики те проблемы, которые как правило либо никак не решить, либо скорее всего не решить, потому что наш мир играет по определенным правилам, которые мы не всегда можем контролировать. Тогда и возникает вопрос “А что если…”
Обязательный вопрос, который нужно задать - что делает эту историю - научно фантастической, ведь она может развиваться в любом мире.
Задача сценариста сделать так, чтобы некоторые элементы альтернативной вселенной сыграли решающую роль в развитии всей истории. Из-за такого-то вируса началась война в прошлом, которая привела к тому, что планету заселили ваши персонажи и так далее.
Делая аспект альтернативного мира важной частью вашей истории, вы не только добавляете остроты и интересных поворотов в нее, но и наделяете уникальными характеристиками, которые могут существовать только в научно - популярной фантастике.адр из фильма "Терминатор"
Каждому жанру присущи определенные биты истории. Если вы знаете какой жанр вашего фильма будет основным, напишите сначала биты для него.
То есть, если вы создаете футуристический триллер-возмездие, убедитесь, что у вас есть история для триллера с возмездием.
Потом убедитесь, что вам нужен жанр научной фантастики, что часть конфликта завязана именно на нем.
После, выстраивайте этот мир через персонажей и действия. Не забывайте, сначала история - потом декорации.
"Как и в случае с историческими событиями, будущее – это тот сет-тинг, который подходит для любого жанра. Так, в фильме «Солярис» Андрей Тарковский использовал научную фантастику, чтобы показать внутренние конфликты сюжета разочарования." - Роберт Макки
Два главных элемента научной фантастики - время и пространство.
Не важно, происходит ли ваше действие в 18 или 223 веке, взаимоотношения между людьми, технологии, внешность должны соответствовать друг другу и поддерживать ощущение осязаемости единой вселенной, а не наоборот.
Не забудьте, что в названии жанра есть не только слово фантастический, но еще и научный.
Поэтому если вы, например, в фильме показываете запуск космического корабля, будьте добры знать, как производится запуск космического корабля. Потому что может оказаться, что кто-то из зрителей это знает очень даже хорошо. Если в своем разговоре один из персонажей говорит о какой-либо научной теории, убедитесь, что он ее правильно сказал.
Многие фильмы в этом жанре показывают работу научной лаборатории или механиков. Так вот, лучшие из них показывают соответствующее оборудование и тип одежды для этого дела. Так же следует поступить и вам. Не беритесь снимать то, в чем не смыслите абсолютно ничего.
Понятно, что никто не ждет от вас экспертного мнения, вы не ученый. Но вы должны на поверхностном уровне понимать ,о чем говорите. Иначе, как вы убедите свою аудиторию поверить в это?)
Дело в деталях
Костюмы очень важны, так как они помогают создать мир вашего фильма и сильнее вовлечь аудиторию.
Одежда персонажей может много рассказать зрителям о них и мире в котором они обитают.
Именно детали помогут узнать мир и его схожесть с реальностью, а значит сильнее погрузиться в эту новую действительность. Ответьте на вопрос: “Почему герой носит именно такой костюм? Что этот костюм рассказывает нам о персонаже и мире этого персонажа?"
Потому что костюм может послужить способом рассказать о герое, его прошлом или о его роли в мире.
Точно так же как важны костюмы, важен реквизит и декорации.
Это как вишенка на торте. Если вы создали историю, которой довольны, а актеры приодеты в соответствующие и эффектные костюмы, именно декорации делают мир реальным и осязаемым.
Сэкономить на производстве помогут, конечно, визуальные эффекты. Но мы советуем, все что возможно, снимать вживую. Потому что плохие визуальные эффекты не сыграют фильму на руку, и съемки в реальности с добавлением небольшого количества эффектов произведут гораздо более мощное впечатление на зрителя чем, скажем, полностью нарисованная, искусственная картинка.
Есть определенный жаргон, который часто ассоциируется с научной фантастикой. Просто помните что вместо “Они интерполировали данные передачи квантового поля и реконструировали полученную матрицу Гейзенберга, чтобы вычислить наш вектор” можно просто сказать “Они нашли нас”.
И напоследок процитируем тебя, Роберт: "История должна подчиняться собственным внутренним законам вероятности. Соответственно, осуществляемый сценаристом выбор событий ограничивается возможностями, существующими в рамках создаваемого им мира."