Найти тему
Вечером у Натали

Парадоксы гостеприимства.

На Кавказе живёт древняя полулегенда - полубыль про отношения хозяина и гостя.

Дело было так. Во время большого многолюдного праздника, где проводились конные состязания, поссорились два джигита. Ссора приняла серьёзный оборот – в ход пустили кинжалы, и один из джигитов погиб, истекая кровью. Всё произошло на глазах толпы. Но убийца вскочил на коня и, воспользовавшись общей суматохой, скрылся из глаз.
Он поскакал не куда-нибудь, а прямо в ближайшее селение. В селении никого не было, так как люди ушли смотреть скачки. Но в одном дворе он заметил старика и направил коня прямо к нему.
Он почти свалился с коня, и стал умолять:
- Спаси меня, добрый человек, во имя Аллаха! Там - на скачках я убил одного джигита. Этот джигит говорил мне чёрные слова, но мой кинжал оказался быстрее и острее, чем его язык. Теперь я в твоих руках. Слышишь, топот копыт? Это погоня за мной. Дай мне приют, о почтенный. И Аллах вознаградит тебя, и дом твой за милость!
Старик спрятал незваного гостя. А уже через несколько минут во двор его дома внесли окровавленное тело его сына. Оказалось, что спасённый им человек и был убийцей его единственного сына. Как жить теперь ему - старику без опоры? Как горек вкус одиночества, и невыносима боль от потери! Несмотря на это старик не выдал человека, который обратился к нему за помощью, и нашёл приют в его доме. После похорон, как только затихли плачи по покойному, односельчане вернулись к своим обычным делам, а старик тайком выпроводил незванного гостя, ставшего его «кровником». На прощание старик сказал ему:
- Ты убил моего единственного сына. Но я не могу втоптать в грязь хлеб и соль моего дома! Ты доверился мне, и я в сей час отпускаю тебя невредимым. Но смотри же, не попадайся больше на глаза мои и моих сородичей.

В этом рассказе отчётливо видно, что происходит, когда «законы гостеприимства» встречаются с законами «кровной мести» Не уважить гостя почитается грехом большим, чем неотмщение за смерть близкого человека. Почему так?

Интересно, что этнографы фиксируют у самых разных народов, живущих за миллионы километров друг от друга сходные нормы относительно этикета гостеприимства. Аборигены Австралии, чукчи, и эскимосы, славяне и арабы подчиняются неписанному обычаю – оказывать гостю всяческое уважение. Взглянем на исторические корни этого обычая.

Русское слово «гость» имеет родственные слова «господин» и «господь». Во многих языках слово «гость» близко по строению к слову «бог» И ещё встречаются языки, где слово «гость» ассоциируется со словом «пришелец» или «чужак».

На уровне коллективного подсознания гость воспринимается либо, как посланник божий, либо, как сам Бог, обратившейся на время человеком, либо, как пришелец из какого-то неведомого чужого мира.

Например, в русском фольклоре есть популярная причта о том, как одна женщина всё мечтала о том, чтобы сам Христос пришёл к ней в гости. И однажды ей приснился сон, в котором Господь обещал, что завтра придёт к ней в дом. Женщина стала готовиться. Убралась в доме, накрыла стол, привела себя в порядок и села ждать дорогого гостя. Услышала стук в окно, выглянула и увидела соседского мальчугана. Он сказал, что родители послали его попросить у неё немного соли. Но Женщина ответила на это строго:
- Не мешай, уходи. Я жду самого Господа в гости.
Прошло ещё немного времени и снова стук. На этот раз в дверь.
- Кто там?
- Я – путник. Иду издалека. Пусти переночевать, хозяюшка.
- Некогда мне с тобой возиться. Я самого Господа жду.
Пошёл путник дальше ночлег искать.
И в третий раз постучали. Стук был тихий, слабый. Это была нищенка – попрошайка. Но Женщина посчитала, что негоже кормить нищенку, прежде самого Бога. И ничего не дала.
Как вы понимаете, эта женщина, так и не дождалась визита Господа. Разочарованная легла она спать, и приснился ей Христос. Она и спросила его:
- Почему ты не пришёл ко мне, Господи?
-Я три раза приходил к тебе, но ты не впустила меня в дом твой.

Вот эта притча очень хорошо отражает, кого видят люди в своих гостях. Гость – это сакральная фигура. Ублажать и угощать гостя означает привлекать удачу, здоровье и всякое благо не только на себя любимого, но и на всех своих чад и домочадцев.

Невежливое отношение к гостю грозит, как бы бедствиями для всего рода. Несоблюдение законов гостеприимства у многих народов карается довольно-таки жёстко.

В конце 19 века в Осетии за нарушение закона гостеприимства, виновного сбрасывали с высокого обрыва в реку со связанными руками и ногами.

У нивхов (коренной народ Приамурья и Сахалина) принято предлагать гостю все запасы съестного. Это правило действует железно, даже если гость – сосед и заглядывает на огонёк уже 8-й раз. Этот обычай не раз спасал нивхов от голода. Сегодня вы – угощаете соседа, но может статься, что завтра и вам потребуется чьё-то гостеприимство.

В истории описано не мало и курьёзных случаев, связанных с гостеприимством.

Во всех традициях трапеза для гостя – это обязательный ритуал. Разделяя пищу с хозяином, гость, как бы становится на время родственником хозяина. Но трапезы бывают разными…

Вот, например, в 16 веке в Москве посольские обеды длились по 5 – 6 часов. Имеется в виду время приёма пищи – 5 – 6 часов! Вставать из-за стола раньше срока не позволял этикет. Так что такая трапеза требовала от гостей крепкого здоровья!

На сегодняшний день только европейско-американская модель приёма гостей демонстрирует относительную свободу этикетного поведения. Люди востока, юга и севера продолжают пользоваться наработками традиционной культуры.

Традиционному сценарию приёма гостя, наверное, столько же лет, сколько всему роду человеческому.

Гость приходит в дом. Его ждут. Радость встречи. (Гость – это значит что-то хорошее) Гость, как бы подпадает под власть хозяина дома. Не редко – такая ситуация таила естественную опасность. Но не юридический, а "этнический" закон свято хранит права гостя.

И вот уже хозяин «потчует» гостя (потчует – значит почитает) Гость трапезничает, принимает дары и услуги, бывает, что и очень интимные (в некоторых культурах). При этом этикет предписывает гостю достаточно пассивное поведение. Считается неприличным ходить по комнатам, задавать лишние вопросы, заглядывать на кухню без специального приглашения. Всё это повелось неспроста. И чем менее знакомого человека мы принимаем в качестве гостя, тем длительнее выглядит ритуал. При встрече хорошего знакомого многие детали ритуала упраздняются, остаются лишь самые значимые моменты, направленные на поощрение и проявление добрых чувств.

У кабардинцев описан такой обычай: В кунацкой (специальной комнатке для гостей) всегда стоит поднос с мясом, хлебом и сыром. Продукты старались ежедневно обновлять. Называлось это – пища для того, кто придёт!

Спасибо за внимание, уважаемый читатель!