Найти тему
Алла Викторовна

Тот самый "Тангейзер". О самом громком театральном скандале десятилетия

Тема религии в общекультурном пространстве - одна из самых чувствительных для современного российского общества. В связи с этим захотелось вспомнить о самом громком скандале прошедшего десятилетия, связанном с этой темой.

"Тангейзер" - одна из самых знаменитых опер Вагнера, на сюжет средневековой легенды, в 2014 году была поставлена в Новосибирском академическом театре оперы и балета, начинающим режиссером Тимофеем Кулябиным.

Сюжет, вдохновивший Вагнера, пожалуй, несколько сложноват для современного зрителя. Если вкратце, то там идет речь о средневековом поэте-миннезингере Тангейзере, который семь лет жизни посвятил греховным наслаждениям в "гроте Венеры". Но заскучав по земной жизни, он бежит от ласк богини любви Венеры на волю. Он хочет вернуться к друзьям, творчеству и любимой девушке Елизавете. Но ведет себя на состязании певцов настолько вызывающе, воспевая порочную чувственную любовь, что его изгоняют, и он отправляется с паломниками к папе римскому за прощением грехов.

Но папа отказал ему в прощении - грехи столь ужасны, что скорее расцветет старый засохший посох папы, чем будет прощен Тангейзер.

Несчастному поэту ничего не остается, как вернуться в грот Венеры, чтобы уж окончательно загубить свою душу. Но он не знает, что его возлюбленная Елизавета, воплощение чистой духовной любви и святости, умирая, вымолила прощение у Бога для своего возлюбленного. И когда сам Тангейзер умирает, паломники видят чудо - старый посох папы зазеленел и расцвел - знак того, что поэт прощен свыше.

Главные музыкальные темы оперы можно услышать в знаменитой увертюре

Считается, что современному зрителю трудно понять смысл старых оперных сюжетов, и поэтому постановщики опер всегда стараются их "осовременить", и часто сочиняют свой собственный сюжет поверх старого либретто.

Так поступил с "Тангейзером" молодой, 30-летний режиссер Тимофей Кулябин. У него Тангейзер - это кинорежиссер, который решил снять фильм про то, как провел семь лет в гроте Венеры не кто-нибудь, а сам Иисус Христос. С точки зрения христиан это очевидное богохульство, так как ни в одном евангелии, даже в апокрифах, не упоминается такой эпизод из жизни Иисуса. Весь первый акт зритель наблюдает за процессом съемки фильма и моральным разложением Иисуса в борделе венерином гроте среди полуголых жриц и жрецов богини любви. Надо сказать, что сделаны эти сцены моральной деградации довольно скучно и вяло. Смотреть неловко и немного жаль артисток новосибирского хора и миманса, с неидеальными фигурами, которые вынуждены находиться на сцене топлесс. Самого Иисуса и Венеру, кстати, никто оголить не рискнул. Иисус предстает в узнаваемом образе с длинными волосами и в хитоне, правда несколько чрезмерно упитанным. Венера - эффектная дама в пышном красном платье, вполне благопристойном.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Посмотреть спектакль сейчас можно без проблем - он уже года два как выложен в свободном доступе в youtube.

Во втором акте показано, как режиссер Тангейзер привез свой, прямо скажем, неоднозначный фильм на фестиваль. И афишу для него придумал тоже эпатирующую - на ней крест с распятием помещен между ног женщины. Появляется этот плакат на сцене всего на несколько секунд, но этого достаточно, чтобы разглядеть. В общем, решил кулябинский Тангейзер похулиганить с религиозными образами и символами, что вызывает у кинематографического сообщества гнев, и возникает скандал (как выяснилось впоследствии и в реальной жизни тоже).

Третий акт у Кулябина самый скучный и невнятный. Случившаяся неудача вызывает у режиссера Тангейзера глубокую депрессию. Рядом с ним остается только Елизавета (только здесь она не возлюбленная, а его мать) и Вольфрам (брат режиссера в версии Кулябина). Старенькая мама очень переживает за непутевого сыночка, высказывает ему все, что о нем думает и уходит. А оставшийся рядом Вольфрам поет ему свой знаменитый романс о вечерней звезде, видимо, чтобы убаюкать. Но Тангейзер, наоборот, прослушав красивый романс, вскакивает с дивана и чувствует прилив энергии и вдохновения, вспоминает съемки, рвется куда-то. Эта сцена воспринимается довольно комично - пузатый тенор-колобок с растрепанными седыми волосами (Тангейзер) бегает по сцене, и тут же его брат, эдакий очкарик-ботан (Вольфрам). Ну чисто Винни Пух и братец Кролик. Хотя по тексту либретто ничего комичного в этой сцене нет да и режиссер наверное, не рассчитывал на комический эффект.

Ну а заканчивается всё снова кинофестивалем, и приз в виде расцветшего папского посоха вручают Вольфраму. Что стало с Тангейзером для меня лично осталось непонятным. Наверное, умер.

Единственное чувство, которое у меня сейчас возникает при просмотре записи спектакля, - недоумение. От величественности легенды и замысла Вагнера там не осталось ровным счетом ничего. Рассказ о неудачливом режиссере, его пожилой маме и примерном брате ничем не примечателен, в нем нет ни интриги, ни драмы, ни движения. Ни о чем. К тому же постановка абсолютно антимузыкальна. Суета, созданная режиссером на сцене, только мешает слушать музыку. Особенно в первом акте, когда режиссер Тангейзер постоянно останавливает оркестр и певцов, чтобы раздать ценные указания актерам. Этим приемом подчеркивается, что все происходящее - лишь съемка фильма. Но у Вагнера ведь чрезвычайно важна непрерывность музыкальной линии. Сценическое действие, картинка, постоянно вступает в противоречие с музыкой - под звуки величественной увертюры режиссер Тангейзер делает что-то вроде утренней зарядки, попивая чаек из кружки. Любовный дуэт из второго акта превращен в сцену, где мать-старушка пытается воспитывать непутевого великовозрастного сыночка. Красивейший романс Вольфрама - одна из лирических вершин всего оперного репертуара - никак не акцентирован. Такое ощущение, что режиссер Кулябин совсем не слышит музыку - она для него некий однообразный фон, в котором невозможно выделить яркие моменты и при желании ее можно прервать в любой момент.

Музыкальную сторону спектакля не обсуждаю, так как на записи звук не вполне хороший, но слышно, что в целом музыканты и певцы со своими задачами справились. Но постановка убивает все их усилия.

В целом, можно сказать, что если бы православная общественность не вмешалась и не сделала постановке бешеную рекламу, то спектакль прошел бы себе тихо, и постепенно сошел со сцены, по причине своей абсолютной серости и бездарности.

Вторую часть читайте здесь

Уважаемые читатели! если вам понравилась публикация, ставьте лайк, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации