Отрицательная мотивация — это хорошо или плохо? Можно ли наказывать или лучше поощрять?
Это сложные вопросы, со множеством нюансов.
Если же предельно сжимать, упрощать и огрублять, то получится следующее.
Вам нужно, чтобы человек как можно быстрее перестал что-то делать? Используйте отрицательную мотивацию.
Хотите, чтобы он начал что-то делать? Лучше использовать положительную мотивацию.
А теперь рассмотрим подробности, хотя бы некоторые.
Перестань, перестань немедленно!
Представьте себе, что вы хотите поправить технику бега у спортсменов. По каким-то причинам вы считаете, что приземляться нужно на переднюю часть стопы, а не на пятку. Как сделать так, чтобы спортсмены перестали приземляться на пятку?
Всё правильно — используйте отрицательную мотивацию. Пусть приземление на пятку сопровождается не очень сильным, но всё равно неприятным ударом тока. В самые кратчайшие сроки ваши подопытные перестанут делать неправильно.
Это не шутки, а результат исследования немецких учёных, опубликованный в марте 2017 года [1].
Они немного доработали стельки кроссовок и совместили их с небольшим устройством для электрической стимуляции мышцы. Разряд это устройство даёт слабый, но всё равно неприятный. И это сработало — спортсмены перестали вести себя неправильно.
Лечение неприятным
Описанное выше знакомо, пожалуй, каждому. Когда человек сталкивается с чем-то очень неприятным, он впоследствии хочет этого избежать — то же мне новость.
Скажем, некто ездил в машине не пристёгиваясь. Однажды из-за резкого торможения он приложился лицом о руль и сломал нос. Боль адская, лечение долгое, расходы большие. Скорее всего, наш герой перестанет ездить без ремня безопасности.
Весь этот научный и житейский опыт привёл к простой идее — а что, если так же можно отучить от вредных привычек? Вот, скажем, алкоголик. Давайте предложим ему стопочку горькой, совмещённую с током. Он пьёт — и ему тут же разряд. А, каково?
Такой подход назвали аверсивной терапией. В вольном переводе это означает — лечение неприятным [2].
У этой идеи были прекрасные перспективы. Весь научный и житейский опыт показывал, что это должно сработать.
Не сработало. Да, люди могли отучиться от алкоголя, но последствия такого отучивания были плачевными. Люди находили себе новые проблемы или настолько теряли вкус к жизни, что уходили из неё.
В итоге от аверсивной терапии в чистом виде отказались.
Почему же с бегом и ремнём это работает, а с алкоголем — нет? Потому что отрицательная мотивация хорошая на коротких дистанциях. Пристегнуться или поставить ногу правильно — это очень небольшое действие, оно не занимает много времени. Дистанция — короткая.
А вот перестать пить — задача поглобальнее. Здесь даже сам процесс принятия алкоголя длиннее. Что уж говорить об остальном — образе жизни, социальном круге и так далее.
В таких случаях отрицательная мотивация бессильна (а то и вредна).
Штрафы — плохой стимул
Допустим, что вы пришли в лабораторию к психологам. Вам дали простое задание — следить за движением облака точек на мониторе компьютера. Ваша задача — озвучивать их направление (вправо они движутся или влево).
Точек много, поэтому направление не всегда понятно сразу. В общем, задача непроста.
К тому же у неё три уровня сложности этой задачи — лёгкий, средний и трудный (это очень важный момент).
Если вы точно и быстро укажете направление движения точек, вас наградят. Дадут два с половиной доллара за каждый раз (одна группа участников).
Если не справитесь, столько же и потеряете (вторая группа участников).
Для контроля психологи добавили третью группу. Её участники работал, что называется, «за интерес» — у них не было ни награды, ни наказания.
И вот что выяснилось. Угроза наказания (сиречь — штраф) снижала и скорость, и точность. Участники дольше размышляли над ответом (ведь ошибаться опасно) и всё равно чаще ошибались с указанием направления.
Это ещё не всё. Помните, что у заданий были уровни сложности? Разумеется, показатели точности и скорости были разными для каждого уровня. На лёгком уровне легче быть точнее и быстрее, чем на трудном, это естественно.
Так вот, участники, работавшие под угрозой штрафа, ещё и заметно отставали по уровням сложности.
Такой же уровень точности и скорости, какой все остальные показывали на среднем уровне, «штрафники» могли показать только на лёгком.
То же самое было и дальше. То, что остальные показывали на высоком уровне сложности, «штрафники» смогли показать только на среднем уровне.
Самое важное, что распределение по группам было случайным. Это значит, что всё дело именно в штрафе, в наказании за неправильные ответы.
Отмечу, что существенной разницы между теми, кто работал за вознаграждения, и тем, кто работал «за интерес», не было [3].
Подведём итог
Ожидание наказания снижает качество и количество обрабатываемой информации. Вдобавок ещё и качество решений ухудшает.
Следовательно, если человек выполняет важную работу и боится быть оштрафованным, нужно приготовиться. От него следует ждать меньшей скорости и меньшей точности, его решения будут хуже.
Именно поэтому в самом общем виде можно сказать так: отрицательная мотивация хороша на коротких дистанциях, чтобы отучить от неправильного поведения. На длинных дистанциях для обучения правильному поведению лучше использовать мотивацию положительную.
Подробнее о деталях и вариантах использования разного вида мотивации, вы можете узнать здесь.
А у меня всё, спасибо за внимание.
Если у вас есть замечания и/или предложения, пишите их в комментарии. Поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы видеть больше моих статей.
Источники:
1. http://dl.acm.org/citation.cfm?doid=3075646.3053332
2. https://psychology.academic.ru/6286/%D0%90%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%98%D0%92%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%9F%D0%98%D0%AF
3. https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0956797619835462