Найти тему

Поворот сюжета: зачем он нужен

Оглавление

Что-то мы с вами давно о проблемах сюжета не говорили. Не дело это. Я решила исправиться и сегодня статья будет посвящена одному из самых эффективных приёмов развития сюжета – неожиданному повороту. Именно он очень хорошо повышает интерес читателей или активизирует его, если повествование слишком монотонное, и книга кажется скучноватой. Точнее, должен повышать и активизировать, а на деле, уж как удастся повернуть автору.

И как обычно, хочу предупредить: статья будет полезна в первую очередь для тех авторов, которых интересуют мнения и предпочтения читателей. Пишущие для себя, конечно, тоже могут ознакомиться.

Поворот сюжета, как он есть

Поворотом считается такое событие, которое резко и неожиданно меняет направление сюжета, развитие действий и отношений. Эффект неожиданность вызывает у читателя этакую эмоциональную встряску, бодрит, оживляет интерес и заставляет внимательнее наблюдать за новыми коллизиями.

Например «охотник за головами» или сыщик преследует хитрого преступника, и преследование превращается то в разгадывание загадок, то в головокружительную погоню. Читатель, в напряжении ожидающий, что преступник будет вот-вот пойман, начинает слегка уставать. Но вдруг оказывается, что убегающий и скрывающийся от преследования человек ни в чём не виноват. Преступление совершил другой. Вот вам поворот, который к тому же ещё и порождает новые загадки: кто преступник, где он, зачем бежит и скрывается невиновный, что его связывает с преступником.

Сюжетный поворот обязательно происходит «вдруг». Но неожиданность поворота должна быть такова, чтобы, с одной стороны, грядущие изменения в сюжете не казались очевидными, а то станет неинтересно. А с другой стороны, некоторые туманные намёки должны присутствовать и порождать у читателя подозрение, что не всё так просто, и какие-то интересные события скоро произойдут. Дайте возможность читателю почувствовать себя умным. Он это оценит.

Ну, это уж слишком круто.
Ну, это уж слишком круто.

Как совершить поворот

Существует несколько приёмов, которые я назвала «ключами-поворотниками». Использование их поможет повернуть сюжет так, что это будет на пользу книге в целом, не нарушит логику и не запутает ни читателя, ни автора.

Смена ролей/масок: потенциальная возлюбленная оказывается сестрой, враг – отцом, друг – шпионом/ прекрасный принц – нищим мерзавцем и т. д.

Смена цели. Например, героя отправляют в опасное путешествие, чтобы добыть артефакт/ важный документ/ молодильные яблоки и т. д. Но на полдороги к цели выясняется, что путешествие лишь предлог, чтобы удалить героя из столицы, где планируется переворот. И герой оказывается на распутье: то ли достать-таки эту суперважную штуку, то ли бежать назад и спасать страну.

Смена мотива. Вор убегает от преследователя, его мотив – спастись и спрятать (передать заказчику) украденное. Но выясняется, что у преследователей в заложниках его возлюбленная. Мотив меняется, и вор уже торопится не от погони, а навстречу ей.

Смена врага: выясняется, что творящий козни против героя злодей совсем не тот, о ком герой и читатели думали в начале книги. Или появляется более важный враг.

Смена мира. Такое тоже случается, если, например, герой попадает в магический/временной портал перехода или в кораблекрушение и оказывается на необитаемом острове.

"Поворот" Фото с Яндекс-картинок
"Поворот" Фото с Яндекс-картинок

Главными условиями успешности «ключей-поворотников» являются неожиданность и событийность. То есть каждый «ключ» - это событие, неожиданное, яркое, потрясающее героев и читателей. Если же изменения в сюжете происходят постепенно, то это не поворот. Например, когда сыщик постепенно влюбляется в воровку, за которой следит.

Зачем нужен поворот?

Действительно, чем плохо спокойное, неспешное повествование, где все сюжетные линии прямые и логичные? Скучно же! Даже если стиль автора хорош, а история приятна, динамична или философична, то отсутствие поворотов делает сюжет слишком предсказуемым. У читателя может возникнуть мысль: «Зачем читать дальше, если и так всё очевидно?»

Например, герой из последних сил убегает от преследователей. Но ясно же, что убежит, потому что это главный герой, а до конца книги ещё далеко. Или вот подзатёртый, но всё равно любимый целевой аудиторией сюжет – отбор невест для принца. Тоже вполне очевидно, что в отборе выиграет главная героиня. Правда, можно её влюбить в какого-нибудь «левого» красавца, например, в друга принца. Но тогда это вызовет разочарование у любительниц таких сюжетов. Разве что принц окажется уж слишком неприятным субъектом. А можно повернуть по-другому – отправить разобиженную на принца невесту в бега прямо из-под венца. Пусть она, например, переоденется в мужское платье и запишется в наемники или в дворцовую охрану. Тут уже обширное поле для различных вариантов развития сюжета.

Куда уж круче!
Куда уж круче!

Ещё несколько полезных советов

Поворот поворотом, но лучше не слишком разочаровывать читателей. Нужно учитывать, что им может быть по душе и первоначальный вариант развития событий.

  • Изменения сюжета лучше запланировать и продумать заранее. Поворот должен быть неожиданным для читателя, а не для автора, иначе есть риск запутаться или зайти в тупик.
  • Поворот должен служить целям автора и развитию сюжета, а не просто развлекать читателей. Например, он способен создать необходимый конфликт, раскрыть характер героя, перевести отношения между героями на новый уровень.
  • Этим приёмом не стоит увлекаться. Всё хорошо в меру, слишком много поворотов и новых линий могут запутать читателя и вызвать раздражение: только настроился на развитие отношений, а они, раз – и прекратились; только воспылал ненавистью к злодею, а он, раз — и оказался совсем не злодеем, а доброжелателем.

На сегодня заканчиваю. До скорых встреч. Не забывайте ставить «лайк», если вам понравилось. Следующая статья в понедельник. Всем творческих выходных. Не скучайте!