Прежде чем начать свой рассказ об этом удивительном месте, которое находится в 3 с половиной км от Старого Крыма, я хочу дать небольшую справку об Армянской церкви. Армянская церковь - одна из древнейших христианских общин, принявшая христианство на государственном уровне в 301 году. Правильное название церкви - Апостольская Святая церковь (название Григорианская - не правильное, так как основатели церкви - потомки апостолов, а не Григория-просветителя).
До 455 года все церкви были едины. В этом составе прошло 3 вселенских собора. На Четвёртом Вселенском соборе (Халкидонском) возникло расхождение по толкованию Иисуса Христа. Если православная церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы(божественную и человеческую), несторианство учит о двух лицах (двух ипостасях) и двух природах, то монофизиты, к которым относятся армяне, признают только одно лицо (одну ипостась) и одну природу - единую сложную, состоящую из божества и человечества и обладающую свойствами обоих естеств. Поэтому армяне не признают четвёртый и все последующие Вселенские соборы и соблюдают старые традиции первых христиан.
Армянская Церковь подразумевает крестное знамение слева направо и в целом живёт по григорианскому календарю, но не возбраняется по благословению епископа жить и по юлианскому календарю.
В предгорье, окружённый лиственным лесом, в уединении, вдали от сёл и дорог расположился монастырь Сурб Хач.
"Сурб Хач" переводится с армянского как "Святой крест". По преданию основатель монастыря Ованес Себастаци (духовный предводитель армян Крыма) увидел в небе огненный Крест и решил основать в этом месте монастырь. А в том месте, куда указывало основание Креста, позднее забил источник. Датируется основание монастыря 1358 годом, по дате, указанной на барабане самой древней церкви монастыря - Сурб Ншан (Святого Знамения). Но если эта дата была выбита при переделке или реставрации, то монастырь может быть ещё более древним.
Монастырь больше похож на крепость, дабы отразить набеги татар близлежащего Крымского ханства. Об этом свидетельствуют узкие окна. похожие на бойницы и проходы под размер только одного всадника. Перед входом в главный храм небольшой дворик - Оружейная, где оставляли оружие перед входом в храм.
Сурб Хач служил духовным центром армян в Крыму. С древности в нём были своя рукописная и духовная школы. Много книг и текстов было переписано в этих стенах.
Много повидали монахи на своём веку - набеги татар, разгромления и разорение. Но службы в монастыре всегда проводились регулярно. Лишь два раза за всю историю они прерывались - первый раз при Екатерине Второй, когда армян переселяли из Крыма в донские степи, второй раз – при советской власти: после революции монастырь был ликвидирован, а на его месте устроен пионерский лагерь. Во время Второй Мировой войны в монастыре был обустроен немецкий штаб и монастырь был почти полностью разрушен в ходе бомбёжек Советской Армией. Уцелел чудом только главный храм. После войны после небольшой реставрации в монастыре разместился санаторий для туберкулёзных больных. И только с 1995 года, когда монастырь был возвращён армянской церкви, началась большая реставрация, направленная на использование монастыря по назначению. Было проведено электричество, построена дорога. Освящение монастыря произошло в 2008 году, тогда и были установлены кресты на входе в монастырь . В них читается надпись Сурб Хач. Это подарок монастырю правительства Армении.
Жизнь в монастыре можно представить по постройкам, сохранившимся и частично отреставрированным. Внутренний двор перед входом в храм сейчас наполнен различными предметами древности, обнаруженными при реставрации монастыря.
Келейный корпус и внутренний дворик монастыря перед келейным корпусом.
Монахи жили в каменных кельях, небольших по размеру. В них были камины и углубления в стене, куда вероятнее всего ставили святые предметы. Жизнь в кельях проходила в молениях. Келья настоятеля монастыря находилась в башне над всеми кельями.
В монастыре был глиняный водопровод, остатки которого можно увидеть сегодня в небольшом музее в трапезной. В музее представлен так же макет монастыря и предметы обихода.
Трапезных было две - одна для мирян, а вторая для монахов. В трапезной была печь для приготовления пищи.
Раз в неделю, по воскресеньям и по большим церковным праздникам все монахи собирались вместе в храме на Божественной литургии. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе прославить Бога и причаститься к Святым Христовым Тайнам.
Главный храм монастыря Сурб Ншан (Святого Знамения). На стенах изображения армянского Святого креста (самое раннее 1401 года) У входа в двери храма - надгробные плиты. Ступая на них верующие уже получают благословение. На входе древняя фреска Богородицы с младенцем Иисусом и Святыми. В алтаре, отделяемом от основного помещения храма занавесом, только одна икона Божией Матери с младенцем Иисусом.В храме есть место для купели и место для установки свечей (единое и во здравие и за упокой)
Одна из Святынь храма - икона моргающий Иисус. Существуют только 3 списка с полотнища, которым было накрыто лицо Иисуса после смерти и на котором отпечаталось его изображение и одно из них находится в монастыре Сурб Хач. При взгляде на икону с разных ракурсов Иисус словно то смотрит на вас, то глаза его закрыты, то глаза его полны слез или крови.
На территории монастыря бьют несколько источников, в которых можно набрать воды.
Здесь всё пропитано древностью: надгробие на входе, армянские кресты, прохладные камни. Находясь в стенах монастыря, в древнем храме испытываешь трепет внутри, как будто вечность останавливается. Никуда не хочется торопиться, хочется побыть здесь подольше. Мы погуляли по территории, полюбовались на местных котов, зашли в кофейню, которая в небольшом отдалении от монастыря. Там можно выпить свежесваренного в турке кофе и отведать монастырской сдобы.
Вы можете ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ.
Ставьте Лайки. Дискутируйте, спорьте, высказывайте свою точку зрения, задавайте вопросы в комментариях.
Ещё материалы на канале: