.
Что я, ощущаю в библейском Ветхом Завете? Как и Ницше, прежде всего я ощущаю великий народ , дух величия библейского народа, если просто говорить о Ветхом Завете, потому, что в специфике иудаизма , я мало, что понимаю, и , просто, плохо ее знаю. Но величие и мощь авраамического начала этой религии, ощущаю, когда открываю псалмы, слушаю религиозные песнопения, читаю Экклезиаста ,и книгу Иова, и особенно пророков, или, даже, когда я , просто, читаю философов - еврейского происхождения. Понимаю, откуда у Маркса столько мощи. Его мощь, библейская , если не по идейной, то по пророческой природе . Другой вопрос, как евреи относятся к Христу? Как христианин, я часто спрашивал у набожных евреев, как они относятся к Христу, но не получал никогда однозначных ответов , (в том числе и однозначно отрицательных), мне всегда отвечали по разному, в зависимости от человека, исповедующего иудаизм . Насколько, я понял, в отличие от христианства, иудаизм - это больше религия свода определенных правил, чем идеологии, (в иудаизме , важнее всего, жить в правилах, прописанных Торой ), а как ты, относишься к Иисусу Христу, это, уже, твое личное дело.
Часто я слышал ответы, что иудаисты относятся к Христу , как к пророку, но не как, к Сыну Божьему, иногда слышал ответы, что иудаисты относятся к Христу, враждебно, а иногда слышал, что есть и такие иудаисты, которые относятся к Христу, с любовью . На своем личном читательском опыте, могу сказать, что к примеру, Лев Шестов был иудаистом, и Христа любил, как любил Христа, и Мартин Бубер (другой, очень известный философ -иудаист), наконец, любил Христа и Левинас - гениальный философ от иудаизма. В целом же, в иудаизме я бы сказал, есть своя закрытость, специфика, не касающаяся людей непосвященных, и не евреев. Христианство же религия - открытая миру, открытая всем людям.
В этом и состоит разница - между двумя религиями.