Людям аутизмом часто приписывают необыкновенный ум или называют умственно отсталыми. Причем это часто - одни и те же люди.
Вот такой интересный пример мне прислали в комментариях.
- У меня у подруги девочка 5 лет была дура дурой... сейчас этот ребенок работает в Гугл, в Лондоне. (Простая девочка из глубинки) нервологи ставили РАС, Сальвадор Дали не мог жить в обществе, Гала ему писала записки, что делать после этого и этого... Не может нормотипичный человек создавать такие вещи. Нормотипичному присущ тормоз: самосохранение и мнение общества.
Давайте разберемся: почему так происходит.
Если сравнивать в целом IQ нейротипичного человека и аутиста, то сравнение будет не в пользу людей с РАС.
IQ > 85 (норма и выше нормы) обладают 44% людей с РАС и свыше 70% нейротипичных людей.
Среди них интеллект выше среднего ( больше 115) имеют 2,7% аутистов. Среди нейротипичных показатель "умников" выше - более 9%.
25% людей с РАС находятся в пограничном диапазоне (IQ 71–85), среди нейротипичных таких менее 22%.
31% детей с РАС имеют умственную отсталость (коэффициент интеллекта <70), у нейротипичных этот показатель значительно ниже - 2%-5%.
Вся статистика, разумеется, из США, потому что в России аутизма официально нет. Многим аутистам со сниженным интеллектом и/или высокой аутичностью выставляется просто - умственная отсталость.
Со сбором статистики в США тоже трудно. Я читала данные Центра по контролю и профилактике заболеваний США. Так вот: все они сильно различаются (колебания в пределах 20%) в зависимости от: этнической принадлежности ребенка, штата и возраста и т.п.
Те же исследователи говорят, что:
Любой тест на IQ - это очень ненадежно, в зависимости от того, тренировали человека сдавать такие тесты, учился ли он в школе или нет, результат может сильно отличаться. Например, в Японии средний уровень IQ - 111, в России - 96, а в Нигерии - 67.
Интеллект аутистов нельзя адекватно оценить, т.к.:
- есть сильная ассиметрия развития (где-то ребенок соображает на высший бал, где-то - практически по нулям );
- у маленьких детей с нарушением понимания речи почти всегда есть снижение интеллекта, т.к. они не особо понимают, что от них хотят (моего сына тестировали на сообразительность в 2 года, тогда он показал очень плохие результаты, в 4,5 у него результаты в норме);
- для тестирования аутиста очень важны: обстановка, налаженный контакт, желание ребенка демонстрировать свои способности (т.е. не тот свет, не та ручка, не тот человек, плохо адаптированный ребенок - ухудшают диагностику в разы);
- аутисты с высоким интеллектом, особенно женщины, с помощью своего ума успешно преодолевают дистанцию между РАС и нейротипичными. То есть не попадают в статистику людей с РАС вообще.
Проводилось исследование: хорошо адаптированные люди с РАС понимают нейротипичных людей даже лучше самих нейротипичных. То есть такие люди, как Альберт Эйнштейн, Стенли Кубрик, Бил Гейтс могут быть аутистами, а могут и не быть. Это недоказуемо.
- дети с РАС умственной отсталостью решают интеллектуальные задачи лучше, чем просто умственно отсталые, но их труднее научить самообслуживанию;
- значительная часть интеллекта человека с РАС направлена на преодоление барьеров между ними и обществом, например, на решение задач типа: как поздороваться, как преодолеть боязнь метро, как справиться с раздражением от резкого света, болью от этикетки, которая натирает кожу.
Что же касается гениальности... Томас Эдисон (в детстве - особенный ребенок, признанный необучаемым) очень удачно сформулировал определение гения:
- Гений - один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота.
Аутисты полностью соответствуют этому критерию.
Люди с РАС:
- имеют привычку сосредотачиваться на любимом деле;
- мыслят оригинально и нестандартно;
- самостоятельны в суждениях, энергично плюют на предыдущий опыт общества и предрассудки;
- имеют проблемы с общением, часто одиноки, а одиночество повышает работоспособность.
Всего этого, конечно, мало для гениальности, но первый шаг к незаурядности природа за аутистов уже сделала.