На Западе опять говорят, что в смерти Камю виновато КГБ. Это и сама по себе интересная история. Но еще интереснее провести аналогию между философией Камю и этой версией.
Вот что говорит Википедия: 4 января 1960 года Камю ехал в машине со своими друзьями, автомобиль вылетел с дороги, врезался в дерево. Камю погиб на месте. Все прозаично. За одним исключением: в тот день Камю должен был возвращаться поездом, но в последний момент передумал.
А вот что говорится в книжке итальянского исследователя Джованни Кателли : Камю за три года до этого написал статью, в которой осуждал политику советского государства. Министр иностранных дел СССР затаил на него обиду и дал приказ его убить. Три года КГБ не могло этого сделать. Потом все получилось, причем поддержали это убийство даже власти Франции. Доказательства? Дневник одного поэта, в котором он приводит слова человека, близкого к КГБ. Ну и воспоминания еще нескольких человек.
Этому противопоставляют то, что власти Франции никогда бы не одобрили убийство Камю, отсутствие веских источников. Дочь Камю с выводами книги не согласилась. Да и выглядит это конечно странно: за статью трехлетней давности убивать Камю, не иметь возможности сделать это три года и т.д. и т.п.
Как это связано с философией Камю. Я сейчас коснусь этого, но сначала немного личного. Не помню точно, когда познакомился с творчеством Камю, но вероятно где-то лет до 20. Он у меня вызвал противоречивые чувства. В те годы главным героем для меня был Сартр, а Камю с Сартром не очень-то дружили. Поэтому к Камю я был как-то враждебно настроен. Но с другой стороны, после 30 лет я осознал, что некоторые мировоззренческие моменты во мне от Камю. Я сейчас говорю об идеи вечной борьбы, борьбы с абсурдностью. И я бы хотел не просто рассказать о Камю, а постараться передать вам это настроение борьбы.
Итак, главным для Камю был вопрос об абсурде. Что такое абсурд? Чувство абсурдности может поразить человека в любой момент. "Подъем, трамваи, четыре часа в конторе или на заводе, обед. трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме - вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос "зачем?". Все начинается с этой окрашенной недоумением скуки".
Камю считал, что абсурд находится не в мире, но и не в разуме человека. Только столкновение человека с реальностью порождает абсурд. Почему? Потому что разум всегда стремится к пониманию мира. "Если бы мышление открыло в изменчивых контурах феноменов вечные отношения, к которым сводились бы сами феномены, а сами отношения резюмировались каким-то единственным принципом, то разум был бы счастлив".
Однако мир не собирается уступать этому требованию разума. Мир не разумен, в том смысле, что не содержит в себе той ясности, какую пытается отыскать разум. Человек ищет причины и следствия, основания возможности одного и невозможности другого, но не находит таких оснований. Чем больше человек капается в реальности, тем больше запутывается. "Разум утверждает всеединство, но этим утверждением доказывает существование различия и многообразия, которые пытался преодолеть".
Это состояние и называет Камю абсурдом. Но как здесь быть? Камю разбирает некоторые предложения, которые сделали другие философы. Так, например, Камю много внимания уделяет философии Шестова, о котором я говорил в другом подкасте. Камю не соглашается с Шестовым, не соглашается вообще с экзистенциализмом. Решение Камю - бунт. Человек не должен смиренно принимать абсурдность жизни, но должен выступить против абсурда. "Бунт лишен надежды", но только в состоянии бунта человек сохраняет себя как человека. Бунт - это и есть свобода человека. Не надо отказываться от своего требования разумности мира, но и не надо убежать от мира, который этому требованию не соответствует.
В этом смысле Камю и пишет "Сизифа следует представлять себе счастливым".
Как все это связано с смертью Камю? Ну разве она не абсурдна? Так и есть. Мы не можем успокоиться, пока не найдем причин этой смерти. Нас тревожит, что этой смерти не должно было быть. Камю не был стариком, он не болел. Почему он должен был умереть? И наш разум начинает искать объяснений. Конечно, кто-то может и смериться с самой идеей случайности смерти. Короче, вот вам абсурд, вот вам борьба с абсурдом.
Но почему Камю так повлиял на меня? Потому что я усвоил вот какую мысль: надо всегда бороться, с обстоятельствами бороться, с людьми бороться. Надо требовать разумности, даже когда отчаялся. Требуйте невозможного - это требование идет от философии Камю.
Эту статью можно послушать в подкаст-версии: