Найти тему
Японский экспресс

Три вызова японской экономики-2020. Вызов третий – стартапы. Выставка новейших технологий CES и взгляд венчурного капиталиста.

«Лучше меньше, да лучше» или «количество переходит в качество»?

Что вернее, если речь идёт о таком важном явлении современной экономики, как предприятия-стартапы, которые в будущем могут изменить её облик, стирая границы между странами и индустриями уже сейчас?

Похоже, что в Японии в ближайшее время основательно задумаются над этим.

В первом мнении речь идёт о том, что важнее содержание технологий и идей, предлагаемых стартапами, чем их количество. Во втором – о том, что большое количество стартапов, представляющих ту или иную страну на международном уровне, в конечном итоге перейдёт в качественное развитие и определит мощь этой страны в глобальной конкуренции.

В этой заметке – речь о третьем вызове для японской экономики, который обозначился в 2020 году, в дополнение к системе найма и выбросам углерода.

В сравнении с некоторыми другими странами, присутствие японских стартапов на глобальном уровне – не самое большое. Это обозначилось на примере ежегодной выставки новейших технологий CES и в комментариях одного из ведущих представителей венчурного капитала, который, признав наличие у Японии технологической мощи, отметил необходимость обретения других преимуществ.

Наверное, во многих странах сейчас имеется «ощущение кризиса» (как говорят японцы, в переводе, наиболее близком к буквальному), или чувство надвигающейся опасности, которая в данном случае заключается в том, что не будет в стране экономического роста, если не будут развиваться предприятия-стартапы, производящие на свет инновационные технологии и идеи благодаря тому образу мышления, которого не хватает в крупных компаниях. Конкуренция между странами в сфере развития стартапов растёт, стирая границы между ними, а также между отличными друг от друга отраслями.

По материалам NHK от 9 и 14 января 2020 года, сетевых изданий Digital Shift Times, Techable, ASCII и сайта выставки Consumer Electronics Show.

Демонстрационные ролики некоторых продуктов, представленных на выставке CES-2020.

СТАРТАПЫ

Французское наступление, китайская массовка, японское присутствие и откровения американского венчурного капиталиста.

В материалах NHK от 9 и 14 января угадывается беспокойство, которое сложилось в обзоре итогов ежегодной выставки новейших технологий CES и на основе комментариев одного из видных игроков венчурного капитала.

Это беспокойство за Японию.

Но многое говорит о том, что переживать надо не только за неё…

Изображение в материале NHK от 14 января 2020 года
Изображение в материале NHK от 14 января 2020 года

Китай – более 1000, Южная Корея – 300, Франция – 250.

Япония – 70.

Это количество предприятий, представивших свою страну на выставке новейших технологий CES, проводившейся в начале января в Лас-Вегасе.

Довольно большую часть из них составили стартапы, основанные недавно. В нынешнее время эта выставка становится для стартапов рубежом на пути успеху, своего рода «смотринами» для них, на которые собираются со всего мира представители венчурного капитала, в поисках объектов для инвестирования с высоким потенциалом, и представители крупных предприятий, в поисках партнёров для совместной работы.

В этой связи встаёт вопрос о том, каким образом та или другая страна будет участвовать в этой глобальной конкуренции, которая ужесточается с каждым годом.

Выставка CES проводится в Лас-Вегасе раз в год. Около 175 тысяч человек из разных стран посещает это грандиозное мероприятие, наибольшее оживление на котором наблюдается там, где представлены предприятия-стартапы.

Для справки

CES (Consumer Electronics Show) – это ежегодно проводимая в Лас-Вегасе выставка электроники, предназначенной для потребительского рынка и связанных с ним отраслей, где демонстрируются новейшие разработки и концептуальные планы на будущее в этой сфере. Внизу - ссылка на сайт выставки.

Заставка с анонсом на 2021 год на сайте выставки CES
Заставка с анонсом на 2021 год на сайте выставки CES

Согласно информационным сообщениям, с 2012 года через выставку CES в стартапы прошли инвестиции на общую сумму 1,5 миллиарда долларов США. В этом году в выставке приняли участие более 1.200 предприятий-стартапов из более чем 40 стран.

ФРАНЦУЗСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ И КИТАЙСКАЯ МАССОВКА

Для венчурных предприятий на выставке был оборудован специальный павильон – «EUREKA PARK», или «Эврика Парк». Это название, которое отсылает к знаменитому восклицанию Архимеда, обозначающему радость от сделанного открытия или придуманного изобретения. Более половины продуктов, удостаиваемых на выставке CES награды «CES Innovation Awards», присуждаемой наиболее продвинутым продуктам, составляют те, которые были представлены предприятиями, выставлявшимися в «Эврика Парке».

У павильона EUREKA PARK, фото на сайте NHK
У павильона EUREKA PARK, фото на сайте NHK

Особенностью этого павильона является то, что стенды здесь по большей части сгруппированы по странам. На этом фоне в последние годы очень заметен своего рода «французский бренд» - FRENCH TECH. Это наименование программы французского правительства по поддержке предприятий-стартапов, суть которой состоит не только в активизации отечественных венчурных предприятий, но и в привлечении в свою страну предприятий и инженеров из-за рубежа. Мощная государственная поддержка, включающая в себя расширение бизнес-инкубаторов, демонстрирует успешность, и динамика «французского наступления» на площадке EUREKA PARK становится предметом пристального внимания.

Оживлённая атмосфера на площадке FRENCH TECH, фото на сайте издания Digital Shift Times
Оживлённая атмосфера на площадке FRENCH TECH, фото на сайте издания Digital Shift Times

Особенно популярной на площадке FRENCH TECH в этом году была демонстрация робота Reachy французской компании Pollen Robotics. Можно сказать, что его особенность - вполне в духе французского подхода в программе FRENCH TECH. Она заключается в том, что это не просто робот, а своего рода робот-конструктор, платформа для разработчиков, действующая на основе подхода, именуемого Open Source, или «Открытый Источник», и предусматривающего раскрытие исходных программных кодов, чтобы любой разработчик мог участвовать в развитии проекта, используя язык программирования Python. Это можно назвать одним из примеров стирания каких-либо границ.

Ниже – ссылка на музыкальный видео ролик с демонстрацией робота Reachy, где делается упор на то, что его можно адаптировать под свои собственные идеи и потребности.

Робот Reachy французской компании Pollen Robotics, фото на сайте издания Digital Shift Times
Робот Reachy французской компании Pollen Robotics, фото на сайте издания Digital Shift Times

Презентационный ролик робота Reachy французской компании Pollen Robotics

В общей сложности Францию на выставке CES в этот раз представляли более 250 предприятий, включая крупные компании.

Кроме французских, здесь были заметны и компании из Южной Кореи, Израиля, Италии, Великобритании, Швейцарии, Таиланда, Марокко, Украины и других стран. Но особенно на этом фоне выделился своей массовостью Китай.

Из всех 4.500 больших и малых предприятий, принявших участие в нынешней выставке CES, более 1.000 оказались китайскими. Из них более 400 имеют прямое отношение к городу Шэньчжэнь провинции Гуандун, который часто называют «Кремниевой долиной Китая». Среди представленных китайскими предприятиями разработок были замечены такие:

портативный проектор высотой 21 см и шириной 13 см, способный любую поверхность превратить в тачскрин – интерактивную сенсорную панель (разработка созданной 3 года назад компании Puppy Robotics, ниже – ссылка на демонстрационный ролик 2018 года);

умная колонка (smart speaker) в «обёртке» из тончайшего дисплея (разработка представившей в прошлом году гибкие дисплеи компании Royole, ниже – ссылка на демонстрационный ролик).

Одна из сцен применения интерактивного проектора от китайской компании Puppy Robotics, фото на сайте Techable
Одна из сцен применения интерактивного проектора от китайской компании Puppy Robotics, фото на сайте Techable

Промо видео проектора от Puppy Robotics

Умная колонка с круговым дисплеем от китайской компании Royole, фото на сайте ASCII
Умная колонка с круговым дисплеем от китайской компании Royole, фото на сайте ASCII

Промо видео умной колонки с дисплеем от Royole Corporation

ЯПОНСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ

А что касается японских предприятий, то при поддержке правительственной организации JETRO (Japan External Trade Organization) в павильоне «Эврика Парк» на выставке CES была организована площадка J-Startap, на которой были представлены 29 японских компаний. С той целью, чтобы они смогли использовать выставку как плацдарм для выхода на глобальный рынок.

Были среди них такие, для которых участие в выставке CES состоялось впервые. Одна из таких компаний, Melody International, продемонстрировала систему дистанционного наблюдения за протеканием беременности – два небольших датчика в форме сердечка, легко устанавливаемые снаружи, мониторят сердечные сокращения плода и тонус матки и транслируют данные на смартфон, который отправляет их в медицинское учреждение для централизованного контроля и быстрого реагирования (ниже – ссылка на промо ролик).

Глава компании Melody International Юко ОГАТА поделилась полученным впечатлением: «Приехав сюда, я ощутила необходимость не только функционала продукта, но и умения привлекательно его преподносить».

Стенд японской компании Melody International, фото на сайте NHK
Стенд японской компании Melody International, фото на сайте NHK

Промо ролик компании Melody International с демонстрацией принципа работы системы Melody I, соединяющей будущую маму с медиками и позволяющей быстро обнаруживать развитие опасных ситуаций

А вот глава компании Triple W Japan, участвовавшей в выставке уже в третий раз, с демонстрацией электронного девайса D-Free (ниже – ссылка на промо видео), который с помощью ультразвука контролирует наполнение мочевого пузыря и оповещает о моменте, когда «уже пора в туалет» (что актуально для людей в солидном возрасте), поведал о своих соображениях, возникших благодаря участию в этой международной выставке: «Я думаю, что в ходе дальнейшей конкуренции произойдёт интеграция предприятий, и встаёт вопрос – каким образом можно в это встроиться? И если вы не умеете объяснять всё в виде «истории», которая не о том, какая технология классная, а о том, чьи и какого рода проблемы она решает, то внимания на вас не обратят».

Промо видео устройства от японской компании Triple W Japan, оповещающего о наступлении необходимости мочеиспускания (предполагается, что устройство может облегчить жизнь не только пожилым людям, но и тем, кто осуществляет уход за ними)

Один из руководителей представительства JETRO в Сан-Франциско, Нория ТАРУТАНИ, занимающийся вопросами оказания поддержки японским предприятиям, подытожил результат участия в выставке так: «Я думаю, что продемонстрировать определённое присутствие удалось. Теперь хотим оказывать поддержку для того, чтобы предприятия реально могли выходить на зарубежные рынки».

ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛИСТ – СУРОВАЯ КРИТИКА И КЛЮЧИ К УСПЕХУ

Существует мнение, которое заключается в том, что важным является не количество предприятий и не то, какую страну они представляют, а содержание продукта или сервиса.

Но Питер Вайсиск, наведавшийся на выставку CES из Кремниевой долины инвестор из компании PEGASUS TECH VENTURES, указывает на то, что количество тоже имеет значение: «В конечном итоге, чем больше участников, тем выше вероятность того, что появятся успешные предприятия».

Для справки

PEGASUS TECH VENTURES – компания, инвестирующая в венчурные предприятия, с головным офисом в Сан-Хосе (США) и офисами в Японии, в Индонезии, в Белоруссии, на Тайване, в Китае и в Бангладеше. В инвестиционном портфеле PEGASUS TECH VENTURES имеется более 160 компаний, среди которых можно отметить хорошо знакомую многим путешественникам Airbnb, предоставляющую сервис по размещению, поиску и предоставлению жилья на короткий срок.

Питер Вайсиск (Peter Wycisk) – специалист по количественному анализу и разработке инновационных стратегий финансирования, проработавший над транзакциями капитала на общую сумму около 2 миллиардов долларов США на данный момент.

Питер Вайсиск, фото на сайте NHK
Питер Вайсиск, фото на сайте NHK

Питер Вайсиск особо отметил, что для развития стартапов важно что-то ещё, кроме технологической мощи: «В это раз на выставке CES выдающиеся классные продукты японских предприятий в глаза не бросались. Япония до настоящего времени фокусировалась на технологиях, но для выхода предприятия-стартапа на глобальный уровень, его расширения и успеха нужны совершенно другие навыки».

Если конкретно, то:

маркетинговые навыки, позволяющие выпускать на рынок именно тот товар, который ему подходит;

способность осуществлять презентации так, чтобы можно было объяснить кратко не только технологию, но и то, какие задачи она решает;

сильный дух предпринимательства, позволяющий не бояться риска и активно продвигать проект.

«Нехватка заключается не в технологиях, а во взгляде на то, каким образом преподносить технологии рынку так, чтобы они реально использовались. Именно сейчас Япония пока ещё располагает технологической мощью, но если ничего не менять и всё оставить как есть, то она может остаться позади всего мира», - такое жёсткое резюме сделал венчурный капиталист, рассмотревший на выставке CES широкий спектр продуктов и технологий.

Выводы в материале NHK от 14 января 2020 года

Стартапы не смогут быть успешными только лишь усилиями предприятий.

О необходимости содействия в рамках государственной политики в виде смягчения регулирования и оказания финансовой поддержки, комплексного улучшения инвестиционного климата и создания соответствующей экосистемы говорят часто.

Для реализации всего этого необходимо искать собственную японскую модель, а не действовать точно по образцу США и Китая.

Деятельность в этом направлении в Японии только началась. Удастся ли создать среду, в которой один за другим будут появляться представители молодёжи, восклицающие «эврика!» при обнаружении новой технологии или появлении новой идеи?

Похоже, что в обстановке ожесточающейся конкуренции между стартапами времени остаётся не так уж много.

Сказано о Японии, но актуально не только для неё…

------------------------------

Другие заметки о вызовах для японской экономики в 2020 году:

Вызов первый - система найма. Она уходит – взгляд президента японского крупного бизнеса.

Вызов второй – углерод. CHALLENGE ZERO – курс Японской Федерации Бизнеса на безуглеродность.

-----------------------------------------------

Ссылки на использованные японские материалы (дополнительно фото- и видеоматериалы)

Материал NHK от 9 января 2020 года

机や壁がタッチスクリーンに 米で最新技術の見本市

Материал NHK от 14 января 2020 года

日本は世界の波から取り残される!?

Материал Techable от 6 ноября 2018 года

壁や床に大きく投影でき、スクリーンをタッチパネル化できる超単焦点プロジェクター

Материал ASCII от 10 января 2020 года

折りたたみスマホの次は「曲面ディスプレーのスマートスピーカー」だ!

Материал Digital Shift Times от 23 января 2020 года

CES2020、来場者の注目を浴びたブースをテーマ別にご紹介!

---------------------------------------------

Сайт Consumer Electronics Show

---------------------------------------------