Почему-то некоторые родители думают, что их ребенок – первоклассник сам еще ничего не умеет. У меня была такая мама: первое время (пока я с ней серьезно не поговорила), она приходила утром в класс, доставала сыночку учебники из портфеля, напоминала про бутерброды в пакетике и уходила чуть ли не со слезами на глазах. Словом, в первый класс - как в армию!
Конечно, при таком подходе мальчик очень переживал, оставаясь наедине с одноклассниками и учительницей и мне потребовалось время, чтобы убедить его в абсолютной безопасности нашего класса, а маму в том, что за 5 часов с ее сыном будет все в порядке и даже лучше, чем было.
Подобные ситуации лишний раз убеждают меня в необходимости просвещать родителей, давать им советы, показывать положительные стороны других воспитательных подходов.
Например, что можно сделать для воспитания самостоятельности у первоклассника?
Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть маленькая, но обязанность должна быть! Хотя бы просто вытереть пыль у себя в комнате.
Предоставьте ребенку возможность научиться самому себя обслуживать. Предъявляемые требования должны быть адекватны возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Если вы несколько раз попросили собрать одежду на завтра, а он этого не сделает, пусть ребенок хоть один раз поволнуется утром сам.
Выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы, старайтесь приходить к компромиссам.
Не стойте над «душой» у ребенка. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируется взрослыми, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, приходите к ребенку лишь время от времени.
Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания - он должен сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как делали подобное задание в классе - ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования.
Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребенка чувства времени. Это чувство можно развивать, предлагая ему оценивать сколько времени займет то или иное действие. Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдайте за стилем его работы. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок научится рассчитывать время и ваше присутствие перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата.
Воспитание самостоятельности – большой шаг в формировании личной ответственности за свои действия!
Советую почитать всем неравнодушным родителям:
1. Гиппенрейтер Юлия Борисовна «Общаться с ребёнком. Как?»
2. Гиппенрейтер Юлия Борисовна «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
3. Фабер Адель, Мазлиш Элейн «Свободные родители, свободные дети»
4. Монтессори Мария «Помоги мне сделать это самому»
Желаю удачи!