Немецкая школа танкостроения легла в основу современных западных танков. Это хорошо видно по толстой лобовой броне и мощной пушке при не плохой мобильности, но внушительном весе. Однако, тема этой статьи не современная бронетехника, а танки Второй Мировой – в частности немецкие. Информации о них очень много и только ленивый про них не рассказал, и это способствует ряду мифов.
Немцы не знали преимуществ наклона брони.
Занятное и долгоживущее заявление, созданное не без оснований. Только посмотрите на танки Германии, даже экспериментальные. Рациональные углы наклона основных броневых деталей большая редкость, что подводит к однозначному выводу, не говоря о появлении той же «Пантеры» под впечатлением от Т-34.
Немецкие инженеры прекрасно понимали, чем хороша наклонная броня, но в то же время их останавливали реалии того времени. Начнём с эргономики и производственных особенностей. Если сделать два танка, похожих по основным габаритным характеристикам, то получим следующее – танк с наклонной бронёй лучше защищён, однако, «квадратный» танк будет проще в производстве и более объёмным внутри. Последний фактор полезен не только для комфорта экипажа, но и дальнейших модернизаций. К примеру, в моторный отсек можно установить двигатель большего объёма и мощности, а боевое отделение позволит увеличить погон башни или изначально сделать его достаточным для потенциальных улучшений и обновления вооружения. Это ещё не упоминается про большие возможности увеличения толщины брони без изменения внешних размеров.
Кстати о бронировании… На момент создания Panzer III и Panzer IV (1936 и 1937 годы), противотанковые орудия имели калибр от 25 до 45 и редко 47 мм. Снаряды сравнительно не большие, а более крупный калибр от 75 мм и более, использовали как гаубицы, играли роль в первую очередь противопехотного оружия и иногда применялся против укреплений. Проще говоря, 75 мм орудия не были предназначены для борьбы с танками, а в случае нестандартного использования не обладали нужной точность и кинетической мощью, не говоря уже про попадание под углом. Если бы броня имела наклонную форму, то крутая баллистическая траектория нивелировала бы угол бронелиста.
Исходя из выше сказанного, немецкие инженеры создавали танки с заделом для «апгрейда». Вспомним Panzer IV, который прошёл войну от и до, производился почти без остановок, получил финальную броню более чем в два раза толще ранних версий в лобовой проекции, а вооружение сменилось с гаубицы на противотанковую пушку того же калибра, поражающую большую часть конкурентов даже к концу войны.
Немцы не делали литьё.
Вполне логичное размышление, но не совсем правдивое. Немецкие заводы могли использовать литые детали, но в большей степени акцент делался на сварку. Первые массовые литые детали появились на самоходных орудиях StuG после версии F, когда сварных орудийных масок стало не хватать на ряду с другими запчастями, а машины нужны были прямо сейчас.
К производству подключили другие заводы, а некоторые страны союзницы занимались разработкой более мощных и дешёвых замен (яркий пример JagdPanzer 38 и JagdPanzer IV). К примеру, чехов подключили к производству StuG в 1943 году. К тому моменту, «кипели» работы по будущей САУ на шасси Panzer 38t и некоторые детали сделали взаимозаменяемыми. Одна из них – литая орудийная маска, которую делали даже в Германии и ставили на все самоходные установки с калибром орудий 75 мм.
Немцы создали электро-механическую КПП.
Не совсем понятно, откуда взялось такое утверждение. Может быть из-за славы проектов фирмы Porsche и танков с электрогенераторами вместо классических редукторов. Однако, не так уж и много людей знают о заимствовании идеи электро-механической трансмиссии у французов.
Во Франции делали самые разные машины от лёгких, до тяжёлых и даже существовали сверхтяжёлые проекты. Последние два класса должны были оснащаться электрогенераторами для упрощения агрегатной базы, увеличения надёжности и приведения танк в движение при меньших потерях мощности двигателя.
Яркий представитель французского танкостроения с «новомодным изобретением» Char 2C. Он был своего рода французским «Маусом» 1939-1940 года и превзошёл немецкий Panzer VIII на метр в длину и высоту при массе 75 тонн и бронировании от 40 мм во лбу.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.