Найти тему
VarТехник

Мифы о немецких танках ВОВ, в которые верит большинство.

Немецкая школа танкостроения легла в основу современных западных танков. Это хорошо видно по толстой лобовой броне и мощной пушке при не плохой мобильности, но внушительном весе. Однако, тема этой статьи не современная бронетехника, а танки Второй Мировой – в частности немецкие. Информации о них очень много и только ленивый про них не рассказал, и это способствует ряду мифов.

Немцы не знали преимуществ наклона брони.

Занятное и долгоживущее заявление, созданное не без оснований. Только посмотрите на танки Германии, даже экспериментальные. Рациональные углы наклона основных броневых деталей большая редкость, что подводит к однозначному выводу, не говоря о появлении той же «Пантеры» под впечатлением от Т-34.

-2

Немецкие инженеры прекрасно понимали, чем хороша наклонная броня, но в то же время их останавливали реалии того времени. Начнём с эргономики и производственных особенностей. Если сделать два танка, похожих по основным габаритным характеристикам, то получим следующее – танк с наклонной бронёй лучше защищён, однако, «квадратный» танк будет проще в производстве и более объёмным внутри. Последний фактор полезен не только для комфорта экипажа, но и дальнейших модернизаций. К примеру, в моторный отсек можно установить двигатель большего объёма и мощности, а боевое отделение позволит увеличить погон башни или изначально сделать его достаточным для потенциальных улучшений и обновления вооружения. Это ещё не упоминается про большие возможности увеличения толщины брони без изменения внешних размеров.

Кстати о бронировании… На момент создания Panzer III и Panzer IV (1936 и 1937 годы), противотанковые орудия имели калибр от 25 до 45 и редко 47 мм. Снаряды сравнительно не большие, а более крупный калибр от 75 мм и более, использовали как гаубицы, играли роль в первую очередь противопехотного оружия и иногда применялся против укреплений. Проще говоря, 75 мм орудия не были предназначены для борьбы с танками, а в случае нестандартного использования не обладали нужной точность и кинетической мощью, не говоря уже про попадание под углом. Если бы броня имела наклонную форму, то крутая баллистическая траектория нивелировала бы угол бронелиста.

-4

Исходя из выше сказанного, немецкие инженеры создавали танки с заделом для «апгрейда». Вспомним Panzer IV, который прошёл войну от и до, производился почти без остановок, получил финальную броню более чем в два раза толще ранних версий в лобовой проекции, а вооружение сменилось с гаубицы на противотанковую пушку того же калибра, поражающую большую часть конкурентов даже к концу войны.

Немцы не делали литьё.

Вполне логичное размышление, но не совсем правдивое. Немецкие заводы могли использовать литые детали, но в большей степени акцент делался на сварку. Первые массовые литые детали появились на самоходных орудиях StuG после версии F, когда сварных орудийных масок стало не хватать на ряду с другими запчастями, а машины нужны были прямо сейчас.

К производству подключили другие заводы, а некоторые страны союзницы занимались разработкой более мощных и дешёвых замен (яркий пример JagdPanzer 38 и JagdPanzer IV). К примеру, чехов подключили к производству StuG в 1943 году. К тому моменту, «кипели» работы по будущей САУ на шасси Panzer 38t и некоторые детали сделали взаимозаменяемыми. Одна из них – литая орудийная маска, которую делали даже в Германии и ставили на все самоходные установки с калибром орудий 75 мм.

Немцы создали электро-механическую КПП.

Не совсем понятно, откуда взялось такое утверждение. Может быть из-за славы проектов фирмы Porsche и танков с электрогенераторами вместо классических редукторов. Однако, не так уж и много людей знают о заимствовании идеи электро-механической трансмиссии у французов.

-6

Во Франции делали самые разные машины от лёгких, до тяжёлых и даже существовали сверхтяжёлые проекты. Последние два класса должны были оснащаться электрогенераторами для упрощения агрегатной базы, увеличения надёжности и приведения танк в движение при меньших потерях мощности двигателя.

Яркий представитель французского танкостроения с «новомодным изобретением» Char 2C. Он был своего рода французским «Маусом» 1939-1940 года и превзошёл немецкий Panzer VIII на метр в длину и высоту при массе 75 тонн и бронировании от 40 мм во лбу.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.