Найти тему
ItodorTV

ВЫБОР ПВХ ЛОДКИ. НДНД – ЛОДКИ ХЕЙТЕРОВ!

Продолжаем разговор о выборе ПВХ лодки и тех «подводных течениях», которые возникают во время их эксплуатации. Ранее я рассказал о развитие и формировании рынка ПВХ лодок в России. Тех фундаментальных причинах, которые легли в основу популярности этого класса. Во второй части этой серии я заострил внимание на самых популярных лодка с пайольным полом. Рассказал о разновидностях такого пола и тех аспектах, которые необходимо учитывая выбирая лодку подобной конструкции. Теперь пришло время поговорить о лодках класса НДНД. И в конце я раскрою озвученный в названии тезис, почему я называю НДНД лодками хейтеров...

Для тех, кто не в теме поясню, что означает сочетание букв "НДНД". Надувное Дно Низкого Давления – именно так расшифровывается эта аббревиатура. Впрочем, это мало что поясняет человеку несведущему в вопросе. Основное отличие от пайольной лодки, где функцию палубы-дна выполняет конструкция из фанеры или листов алюминия, скреплённых стрингерами. В случае с НДНД вся конструкция и киля и палубы – это единое целое, большой надувной отсек особой конструкции. Не смотря на своё название «низкого давления», конструкция эта достаточно жёсткая. Во всяком случае настолько, что на полу в принципе можно стоять.

Так выглядит палуба лодки НДНД
Так выглядит палуба лодки НДНД

Отвлечёмся на AirDeck.
Среди всех разновидностей полов ПВХ лодок есть и третий тип, который появился задолго до НДНД – это airdeck или дно высокого давления. В отличие от НДНД у которых этот отсек фактически неотъемлемая часть лодки, «айрдек» - это отдельная вставка-матрас. Который подобно пайолом расстилается во время сборки и надувается уже после того, как баллоны лодки накачены. В результате создаётся достаточно жёсткая конструкция. Но всё же не настолько, как с пайолами.
Лично я считаю, что такая концепция оказалась недооценённой и непонятой, а потому не пользуется особой популярностью. Единицы, кто производит лодки с возможностью установки пола «айрдек». По этой причине я не стал выделять её в отдельную часть этой статьи. Такой пол может быть удачным решением, если вы эксплуатируете лодку в одиночку, на закрытой акватории и с мотором не слишком большой мощности.
Из недостатков можно выделить два: недостаточная жёсткость конструкции (впрочем, относительно НДНД айрдек точно не уступают в этом показателе); главное - необходимость насоса высокого давления. Обычная помпа не в состоянии "добить" до нужного давления такой пол. Лодка с AirDeck палубой компактнее и легче в сборке, чем все остальные. Но вернёмся к основному герою.

Один из немногих производителей, кто предлагает в комплекте и пайолы и airdeck. В зависимости от ситуации вы можете использовать тот или иной тип палубы.
Один из немногих производителей, кто предлагает в комплекте и пайолы и airdeck. В зависимости от ситуации вы можете использовать тот или иной тип палубы.

Мой опыт с НДНД.
На сегодняшний день мой опыт эксплуатации лодок с полом НДНД включает четырёх разных производителей, среди которых: Флагман, Посейдон (некоторые модели так и не стали серийными), Азимут и Gladiator. В размерах от 300 до 450, а фактически я имел дело с каждым возможным размером в этом диапазоне, за исключением промежутка между 420 и 450. Наибольший опыт я получил с лодками Петербургского производителя Флагман. С них началось моё знакомство с НДНД и «благодаря» этому производителя я на некоторое время очень скептически относился к данному классу надувных лодок. Отметив некоторые очевидные преимущества, но всё же лодка не казалась мне каким-то идеальным решением и преимущества пайольной версии представлялось абсолютно неоспоримым.

Моя первая НДНД лодка вызвала много смешанных и противоречивых чувств.
Моя первая НДНД лодка вызвала много смешанных и противоречивых чувств.

Опыт владения НДНД лодкой от Посейдон, включающий кроме прочего и полноценную экспедицию, позволил немного изменить отношение к этому классу. После был Азимут, которого я считаю одним из самых достойных производителей на рынке надувных лодок с точки зрения эстетики и внимания к деталям, а так же Gladiator. Ещё один не Питерский производитель, создающий действительно качественные лодки. И если пару лет назад я бы насыпал десяток контраргументов против НДНД; сейчас, оставаясь по прежнему приверженцем лодок с пайольным полом, я готов признать ряд очевидных преимуществ, о которых и расскажу сегодня.

Азимут 380 изменил моё отношение к данному классу. Хотя я слышал и негативные отзывы об этом производителе, мои впечатления исключительно положительные.
Азимут 380 изменил моё отношение к данному классу. Хотя я слышал и негативные отзывы об этом производителе, мои впечатления исключительно положительные.

Сборка.
Здесь все споры угасают и замолкают. Сборка НДНД лодки, особенно, если есть электропомпа – дело быстрое и совершенно не сложное. Число совершаемых операций сведено до минимума, а физические нагрузки примерно никакие. Именно это и стало главным козырем для НДНД лодок. Особенно для тех, кто вдоволь намучился со сборкой пайлов и установкой стрингеров. Об этом я рассказывал в прошлый раз.
Для тех, кто ездит на однодневные рыбалки и просто ограничен во времени – такое решение настоящий подарок. Но, лишь при наличие электропомпы. Поскольку набивать надувное дно штатной «ножной помпой» дело довольно долгое и утомительное. Как-то я даже делал сравнительный замер. Сборка 400 нднд и 380 пайольной лодки. При помощи «механической» помпы. Пайольную я собрал быстрее. Но! Я умею это делать, у меня хорошая с точки зрения сборки лодка. Так что, если акцентировать внимание на времени сборки, то с оговоркой – "при наличие электропомпы". Впрочем, не думаю, что лишние 10-20 минут времени играют какую-то решающую роль. Да, сборка очевидно быстрее, но не в разы. Куда более ценно то обстоятельство, что делать это физически легче. А значит, если владелец лодки тучной комплекции. Либо уже достиг преклонных лет, либо по каким-то иным причинам любые физические нагрузки для него ничего кроме негативных ощущений не вызывают – НДНД однозначно верный выбор.

Сборка  НДНД лодки - главный аргумент и козырь в пользу выбора этой концепции.
Сборка НДНД лодки - главный аргумент и козырь в пользу выбора этой концепции.

На ходу.
Тут есть нюансы. Причём часть из них играет в пользу НДНД, а часть в минус. НДНД существенно легче на воде. Да и в целом в надутом состоянии они ощутимо легче. Достаточно подойти к берегу и попробовать затащить лодку с пайолами и НДНД. Разницу вы ощутите 100%.

В надутом состоянии НДНД становится лёгкой и "воздушной".
В надутом состоянии НДНД становится лёгкой и "воздушной".

Так же и на воде. Лодка «стоит» выше, что часто позволяет избежать вваливания в волну, снижает количество брызг. Эти лодки легче переходят в режим глиссирования, обладают большей грузоподъёмностью (отчасти за счёт снижения веса). В целом быстрее. Особенно при минимальной загрузке. Вообще данный класс любит быть подзагруженным. При минимальной загрузке скорость сильно возрастает, но так же быстро падает и управляемость. Лодка начинает рысктать, не держит курс. Если добавить приличную волну и сильный ветер могут появляться и другие «побочные эффекты». При малой загрузке лодка как блинчик прыгает по волнам. И лишь до определённого момента это «весело».

НДНД в режиме глиссирования поднимается выше над поверхностью воды. Во многих случаях это делает передвижения по акватории более комфортным. Брызг ощутимо меньше, чем в "сидящей" ниже пайольной лодкой.
НДНД в режиме глиссирования поднимается выше над поверхностью воды. Во многих случаях это делает передвижения по акватории более комфортным. Брызг ощутимо меньше, чем в "сидящей" ниже пайольной лодкой.

Мой Gladiator 450 был приобретён специально для морских походов; условий, когда может быть большая волна и требуется максимальная надёжность. Но тут нужно отдавать себе отчёт, что лодка должна быть загружена. Только в этом случае ей можно комфортно управлять. Одно из важных преимуществ – меньшая требуемая мощность двигателя. Скажем, для лодки 450 достаточно 20 сильного мотора, если на борту будет не больше трёх пассажиров и относительно не много груза.

При такой загрузки + 2 человека суммарным весом больше 200 кг пайльная лодка уже не выходит в режим глиссирования. А этот предсерийный Antey 380 (Посейдон) - вышел и даже разогнался почти до 29 км/час.
При такой загрузки + 2 человека суммарным весом больше 200 кг пайльная лодка уже не выходит в режим глиссирования. А этот предсерийный Antey 380 (Посейдон) - вышел и даже разогнался почти до 29 км/час.
Вообще история с длинной лодки, соотношением длины и мощности мотора и других нюансов требует отдельного разговора. И к этой теме я вернусь в следующей части этой статьи.

За счёт того, что лодка «стоит» выше, в циркуляции ощутимо большие крены. Это вызывает некоторый дискомфорт и при определённых обстоятельствах может быть не безопасно. Хотя сами по себе НДНД обладают хорошей манёвренностью. Я бы рекомендовал «закладыать» на полном лишь в том случае, если вы обладаете достаточным опытом управления и хорошо чувствуете поведение лодки.

НДНД легко можно развернуть с полного хода (техника манёвра схожа с аквабайком), но нужно быть готовым к более глубоким кренам и хорошо чувствовать поведение лодки, дабы избежать "оверкиль".
НДНД легко можно развернуть с полного хода (техника манёвра схожа с аквабайком), но нужно быть готовым к более глубоким кренам и хорошо чувствовать поведение лодки, дабы избежать "оверкиль".

НДНД обладают просто фантастической парусностью. Опять же «благодаря» своей лёгкости. И если для вас это важно, то как минимум придётся обзаводится плавучим якорем. Рыбалка в дрейфе при условии крепкого ветра не принесёт ничего хорошего.
Тоже касается и курсовой устойчивости на малых оборотах. Это уже больше относится к ловле троллингом. Лодка в принципе хуже держит курс, но если есть приличный боковой ветер… румпель уже не отпустить.
В остальном к ходовым качествам у меня нет вопросов.

Gladiator 450 был приобретён специально для серьёзных экспедиций и оффшорных рыбалок. Лодка обладает очень хорошей мореходностью и курсовой устойчиовстью, что в целом не является сильной стороной НДНД лодок.
Gladiator 450 был приобретён специально для серьёзных экспедиций и оффшорных рыбалок. Лодка обладает очень хорошей мореходностью и курсовой устойчиовстью, что в целом не является сильной стороной НДНД лодок.

Минусы.
Отмечу, что все они субъективны, но основаны на личном опыте. Первое – как на матрасе. Владельцы, особенно производители и просто фанаты НДНД лодок могут сколько угодно долго убеждать, что в части жёсткости нет никакой разницы. Это полнейшая чушь. Как не качай это дно, оно станет жёстким, но всё равно останется матрасом. И если вы предпочитаете ловить рыбу стоя – напряжение в ногах будет постоянным. Для меня это очень существенный минус.

-12

До определённого момента я считал теоретическим недостаток уязвимости надувной палубы. Возможность уронить нож, например, и пробить дно. Нет, ничего подобного у меня не было, но случилась другая ситуация. В подошву ботинка воткнулся осколок стекла, который пропорол дно. Да так, что как я не пытался, так и не смог полноценно заклеить дно. Произошло это во второй день недельной экспедиции. Не скажу, что постоянно спускающее дно как-то серьёзно повлияло на ход рыбалки, но всё же. Свистящий звук выходящего под давлением воздуха точно не добавлял позитива. Да и продажа той лодки с заплаткой естественно сыграла не в мою пользу. Итак – объективная уязвимость дна.

-13

Если собрать лодку легко, то вот сложить обратно не всегда. Дело в том, что ПВХ материала при равном габаритном размере с пайольной в собранном состоянии, существенно больше (за счёт сложной конструкции дна) в разобранном. И если сборка происходит в холодное время, когда ПВХ начинает деревенеть – процедура превращается в настоящий квест. Но и в целом упаковать пайольную лодку значительно проще. А места НДНД занимает больше, всё по той же причине – конструкция дна.
Добавим сюда и вес. Если с пайоломами в разобранном виде лодка разделена на две сумки. То НДНД упакована в одну, хотя и весит в целом меньше. Если в накаченном состоянии она лёгкая, то вот в сдутом…
Мне довелось провести своеобразный "тест багажником" на примере десятка разных автомобилей. И я пришёл к однозначному выводу о том, что, к примеру, в размере 380-400 никакого ощутимого преимущества в "компактности" у лодок нет. Размер 360 фактически самый большой, который можно упаковать в багажник вместе с мотром, но места для других вещей уже не останется. А если для размещения всех необходимых вещей вам необходимо раскладывать задний ряд, то уже не имеет значение то теоретическое преимущество, которое даёт НДНД. Да и то, лишь пока это новая лодка.

На фото новая лодка 360 и двух тактный мотор 15 л.с. Как видно в таком комплекте места для снастей и снаряжения в багажнике уже не остаётся...
На фото новая лодка 360 и двух тактный мотор 15 л.с. Как видно в таком комплекте места для снастей и снаряжения в багажнике уже не остаётся...

Ещё один нюанс не могу не отметить. Во время рыбалки в кокпит так или иначе попадает вода. Это могут брызги, дождь. Если хороший клёв, каждая рыба попадающая в лодку так же добавляет какое-то количество воды. Вода течёт с якорной верёвки и тд. У лодки с пайолами под палубой образуются пустоты, которые и заполняются этой водой. И если вы находитесь в статическом положении, стоите на якоре, то присутствие этой воды никак не ощутите. У НДНД ничего подобного нет и вся вода, которая попадает в лодку остаётся в кокпите. Слить её во время движения на глиссере - не сложно. А вот в статичном положении можно быть готовым к тому, что вещи находящиеся на палубе будут в лужах.

-15

Когда я выбираю НДНД?
В тех случаях, когда речь идёт о какой-то короткой поездке, когда я ограничен во времени сборки, когда мне требуется перевезти большое количество груза. Например в случае сплава НДНД имеет огромное преимущество перед пайольной конструкцией.
Когда требуется подходить или особенно перетаскивать лодку по мели. Я очень редко пользуюсь маленькими моделями. 300-350, но если рассматривать такой компактный вариант, то НДНД гораздо целесообразнее в этом случае. Учитывая и нагрузки и предполагаемые условия эксплуатации.

Хотя я бы рекомендовал НДНД лодки прежде всего в небольших размерах, моя самая большая лодка именно такого класса.
Хотя я бы рекомендовал НДНД лодки прежде всего в небольших размерах, моя самая большая лодка именно такого класса.

Почему НДНД лодка хейтеров?
Если оценивать рынок производителей ПВХ лодок, то лодок с пайольным полом производят и продают существенно больше. Это подтвердит любой производитель или продавец не ориентированный исключительно на НДНД. Такие, как раз буду вводить в заблуждение, убеждая в обратном. Несмотря на тот факт, что лодки с пайольным полом существуют намного дольше, в целом популярнее и чаще продаются, именно об НДНД информации в интернете существенно больше. Больше обсуждений, больше споров, больше разговоров. Больший запрос информации по этому классу. Но не это главное.
Не знаю с чем это связано, но именно владельцы НДНД лодок (разумеется, речь не обо всех) гораздо активнее других готовы отстаивать «свою» концепцию, иногда опускаясь до откровенны оскорблений оппонентов и продукции производителей других концепций. И ладно, когда это исходит от производителей или продавцов. Но такие настроения популярны и ни чем не мотивированных, не имеющих отношения и интересов в этом бизнесе владельцев. Особенно это относится к откровенно спорным надувным катамараном, которых в обычных кругах именуют не иначе, как «сектантами». Со всеми вытекающими.

-17

Впрочем, это обстоятельство не должно стать для вас определяющим в выборе. Просто так сложилось. Оно ни как не относится к качеству и назначению НДНД лодок; их объективного превосходства и столь же объективных недостатков. Сопоставьте свои условия эксплуатации, потребности, физические возможности и время, которым вы располагаете на сборку и рыбалку. Как часто вам необходимо собирать и разбирать лодку. Раз в сезон или каждые выходные. Насколько важно для вас стоять и ходить по кокпиту или же вы большую часть времени проводите сидя на банке? И исходя из этого уже делать осознанный выбор.
Многие ждут от меня конкретных советов по модели или производителю. Я же всегда стараюсь избегать этого. Поскольку есть масса тех, кто производит разные лодки, но я не имел с ними дело. И каждый год я открываю для себя одного-двух новых производителей. Иногда это оказывается очень приятным знакомством. Как было с Азимут или тот же Gladiator. Однако проблема российского производства состоит в том, что у него нет стабильного качества. Сегодня этот производитель может быть рекомендован, а завтра что-то произошло и качество сильно упало. Или производство вовсе закрылось, было реорганизовано. Как это, например, случилось с Посейдон, продукция которого вызывала у меня большое уважение, хотя и у них были откровенно провальные проекты.

-18

По этому я рекомендую ориентироваться не на рекомендации конкретного производителя, а исходить из понимания необходимых параметров и оценивать лодку визуально. Насколько качественно она собрана. Как правило, это характерный маркер качества всего изделия. Стараться не покупать лодку в слепую. Независимо от её типа. Если в вашем городе нет дилера, лучше найти доверенное лицо в городе производителя интересующей вас модели, чтобы он провёл визуальный осмотр перед отправкой. Я знаю не один десяток случаев, когда покупка через интернет становилось настоящей проблемой. Даже при условии обмена или возврата - вы теряете драгоценное время!

-19

В следующей части мы поговорим о размере, На что ориентироваться и что означает "длина везёт"! Подписывайтесь, ставьте палец вверх, если статья вам понравилась и вы нашли в ней что-то полезное. Ставьте палец вниз, если нет, но в этом случае я прошу дать конструктивный комментарий о том, чего не хватало, с чем вы не согласны, что было упущено!
Сезон уже скоро!
Дмитрий Матвеев ||
YouTube.com/ItodorTV
фото автора (с)

-20