Как прошел Ваш рабочий день, уважаемые коллеги?
Уверена, что вопрос этот у многих учителей и преподавателей вызывает шквал эмоций – разных и не факт, что положительных. Наблюдая за действиями руководства, начиная с новостей родного нашего Министерства, до ближнего круга руководства – директора и завучей, коих в некоторых учреждениях насчитывается аж до 4-5 человек.
Наблюдаю за процессом, иногда ужасаюсь, а порой смешно до истерики смотреть на «потуги» в менеджменте моих высокопоставленных коллег школьного уровня.
Основная цель управления сводится к контролирующей функции, дабы было «за что» снимать с педагогов и из чего складывать свои премии. Если читатель усмотрел в этих словах личную неприязнь к начальству, то это не совсем так, есть и адекватные руководители у меня, о которых можно сказать: все четко, понятно, по делу, а главное, будет оплачено, исходя из расценок существующего положения о премировании.
Бизнес и бюджет: ключевые отличия в управлении
Прежде чем, продолжить (как многие уже подумали) сетовать на превратности тяжкой судьбы работника (нет, не ножа и топора) образования, раскрою тонкости управления в рыночных структурах.
Тонкость первая: руководитель получает в премию процент от того, что смогли заработать его подчиненные при реализации продукта компании.
Как выглядит процесс на практике:
Менеджер агентской группы – МАГ и «волшебник» распределяет функции руководителя следующим образом:
На первом месте функция организационная – а заключается она в том, что уже с вечера с коллективом распределены встречи и занятия на завтра, все получили необходимые пояснения, памятки, документы, бланки и прочее, необходимо для успешной работы.
На втором месте функция координирующая – это контроль и координация в течение рабочего дня, сбор данных о том, что выполнено, а чего сделать не удалось и почему.
И лишь на третьем месте – функция контроля – итоги дня, отчетность по проделанной работе (1-2 листа, которые можно распечатать из программы, или составить вручную на бланке).
Читатель, понимающий в управлении, да и вообще, человек разумный, скажет, что такое распределение вполне логичное и общепринятое.
Но это в бизнесе, где ключевая цель – прибыль, достигаемая работой коллектива и эффективностью работы каждого сотрудника.
В образовании все иначе.
В систему управления образованием сегодня приходят люди, работавшие ранее в диаметрально противоположных организациях, а также педагоги, для которых стать заместителем или вообще руководителем – это цель всей жизни, путь к которой и занял всю эту жизнь до 40 лет.
Получив долгожданную, желанную должность (моя прелесть), люди начинают упиваться своей руководящей ролью (я – вся такая царственная). Это ваши эмоции, скажут многие, ведь вас-то не назначили, вот вы и злитесь! Не в этом случае, отвечу я вам, я от этой должности сознательно отказалась, проблемно это все…
Анализируя первые управленческие шаги таких горе-менеджеров, можно выделить ряд непоправимых ошибок, которые ведут к разрушению целостности коллектива:
Ошибка первая – Я всех беру под тотальный контроль! Вот первый перл такого поведения одного из завучей «Почему вы в туалете во время урока!» (надо же, уж простите за неподобающее выражение, обделаться перед всеми учениками во время урока)
Ошибка вторая – разработанный мною отчет упростит ваше существование.
Управленческое творчество начинающих руководителей удивляет своей противоречивостью, а первые сообщения для педагогов и разработанные методические рекомендации смешат полной безграмотностью, как стилистической, так и орфографической.
Ошибка третья – Я сказала! и Ты должен! – категоричность, чрезмерная уверенность в своей правоте, а фактически, явное подтверждение непрофессионализма и человеческой глупости, проводит к тому, что уже через пару месяцев такой руководитель настраивает против себя весь коллектив.
Почему это происходит? Не будете меня слушать и со мной работать, всех лишу доплат и премий, ибо Я – бог управления.
Таким образом, руководство берет на себя исключительно две функции: контроля и премирования. Есть ли у педагогического коллектива желание работать при такой схеме управления?
А где Министр в этой системе, спросите вы! Отвечаю! В Министерстве! А чем он занят? Наблюдает за процессом! Почему? А вот это вопрос!