Королева шла по каменным коридорам своего надежного укрытия в Санта-Фе. За ней неотступно шагали губернатор дон Иниго Лопес Мендоса и верный Алонсо Агиляр.
Командующий Родриго Понсе де Леон отправился в свой штаб, не теряя бдительности и контролируя армию.
Всю дорогу от Миртового Дворика до ворот Санта-Фе компания не перекинулась ни словом. Королева села в карету и кастильцы мгновенно доставили ее в надежную крепость.
Мужчины сопровождали ее величество верхом на лошадях. Никаких эксцессов в этот вечер более не произошло.
Королеве было немного дурно, кружилась голова. Создав союз аристократов, более подобный союзу заговорщиков, она прекрасно понимала, что совершила шаг в самую огромную пропасть. Но цели ее были благородны, как и господ, которые ее окружали. Она не чувствовала раскаяния или отчаяния. Тем более еще этот труп у бассейна… Но дорога к победе устлана мертвецами. Она поняла это еще девочкой.
-Окна откройте!
Приказала она.
Служанка кинулась открывать окна. Духота необычайно жаркой весны развеялась свежим вечерним воздухом.
-Как мои дети?
-Спят, ваше величество!
-Слава Богу! Помолились ли они перед сном?
-Да, ваше величество!
-Господь пусть охраняет их…
Королеве исполнился 41 год. Возраст немалый для семьи, которая почти непрерывно воевала. Она пережила пятерых своих детей, горько расставшись с ними. Но остальные пятеро ее отпрысков жили с ней, и она их ревностно берегла. Она защищала здоровье инфантов и инфант всеми средствами, доступными королевскому дому. Но самая главная была – вера. И священники неотступно следовали за молодыми детьми их католических величеств. Молитвы и службы должны были оберечь королевскую кровь от посягательств дьявола и его слуг. Страх потерять еще одного ребенка преследовал Изабеллу. Внешне всегда спокойная, внутри она переживала бурю эмоций, которые подавляла частой молитвой, постом и беседами со святыми отцами. Самый нужный ее духовный наставник, великий инквизитор Торквемада, был очень далеко. И его так не хватало в такие моменты, когда, казалось бы, земля уходит из-под ног! Но что поделать, он был стар, не покидал монастырь Святого Фомы в Авиле и не мог приехать в Гранаду
Вера должна быть сильна, говорил он! Вся эта война, наступление и изгнание мавров – результат его речей, настойчивости, веры. Без него не было бы и самой Испании.
Королева когда-то послушалась его, доверилась целиком и полностью, вступила в брак с Фердинандом Арагорнским, сумела вместе с супругом объединить страну в одно целое. Они собрали единую армию и выбили мавров с юга.
Вера – это единство!
И они были едины. И под знаменем католической церкви они объединяли, судили и решали. А кто стоял на пути – тех убирали. Заговорщики, напыщенное дворянство и еретики блюли только свои интересы, а не интересы отечества и короны. Всех их объединяли во имя Христа. Разве стоят вопли какого-то мелкопоместного дворянина всей Испании? Конечно же нет!
Только единая вера и единая цель – вот что может окончательно победить врагов короны!
Торквемада был убедителен в своих речах. Его слушали и подчинялись ему. Маловерных, безверных, насмехающихся над церковью он проклял.
Аутодафе не бросили тень на королеву. Ведь она побеждала в войне и постоянно проповедовала истинную веру. А за ней стоял сам Великий Инквизитор, который соблюдал интересы испанской монархии. Такое объединение теперь было трудно победить врагам, которые так часто пользовались расколом правящих династий и церкви в прошлом.
Теперь святая церковь и корона неотделимы. И так будет всегда!
Но как внушить это всем, кто в праздности и малодушии забыл Христа? Инквизиция создала свои правила для этого, и соблюдение тех правил теперь в руках Торквемады. Он еще более ужесточил их, чтобы сотрясти еретиков.
Корона защищала инквизицию, а инквизиция защищала корону.
Изабелла доверяла своему духовному наставнику больше чем себе. Он был человек мудрый, аскетичный, не замеченный ни в каких плотских подлостях и денежных корыстях.
Теперь его слова привели ее с армией сюда. Враг разбит. Но солдат так мало! А речи Торквемады горят огнем в ее сердце! Испания должна быть до конца очищена! Никаких иноверцев.
Неужели малым числом не выиграем войну? Вера и ум спасет нас!
И тогда она придумала план спасения во имя всех, кто страдал и умирал за веру и за корону.