Найти тему
ProBusinessHacks

Почему нельзя создавать фирму без анализа конкурентов и что он из себя представляет?

Зарабатывает тот, кто анализирует своих конкурентов
Зарабатывает тот, кто анализирует своих конкурентов

По своей сути конкурентный анализ не является ракетостроением, но он выходит за рамки нескольких простых поисков в Google, необходимых для выявления и классификации конкурентов фирмы.

Анализ, который фирма проводит о своих конкурентах, часто называют «Конкурентное исследование».

Этот вид исследований имеет решающее значение для успеха фирмы, поскольку он дает возможность быстро выявлять тенденции в отрасли и адаптироваться к кампаниям или стратегиям конкурентов, с тем чтобы удержать точку опоры или полностью превзойти их.

Актуальность конкурентного анализа подчеркивают слова Бенсусана: «в сегодняшнем мире постоянных изменений и информационной перегрузки (будь то информация является реальной или фальшивой), для любого делового человека очень важно понимать конкурентную среду и силы, которые влияют на прибыльность и жизнеспособность бизнеса».

Часто ключ к успеху в любом бизнесе связан с тем, как фирма справляетесь с конкурентами. На самом деле, они вполне могут быть причиной успеха. Хотя это может показаться странным, конкуренция часто является движущей силой производства, разработки и повышения качества обслуживания. Чтобы узнать, что делают конкуренты, фирма должна изучить их. Это называется конкурентный анализ, и это одна из самых важных задач, которые фирма можете выполнять в процессе создания бизнес-плана.

Анализ конкурентов является важной частью процесса стратегического планирования и требует особого внимания при своей разработке.

Анализ конкурентов — это процесс выявления конкурентов и определения их бизнес- и маркетинговых стратегий, чтобы понять их сильные и слабые стороны и преимущества фирмы. Конкурентный анализ обеспечивает более высокую перспективу всего «маркетингового ландшафта» и конкурентной «разведки».

Некоторые авторы трактуют конкурентный анализ как процесс анализа всей собранной информации, чтобы получить некоторое представление о снижении рисков и принятии лучших решений.

Конкурентный анализ включает в себя анализ количества и характера конкурентов, представляющих прямую или косвенную угрозу для бизнеса. Конкурентный анализ может дать начинающим предпринимателям более четкое представление о состоянии рынка в отрасли, в которую они собираются войти, или помочь существующим предприятиям уточнить свои стратегические направления. Понимание преимуществ конкурентного анализа в стратегическом планировании может вывести стратегические планы фирмы на новый уровень.

Некоторые предприятия полагают, что преимущественно «бросить все силы» на внутренние проблемы и усовершенствование процесса производства, не занимаясь конкурентным анализом и не предавая должного внимания конкурентам. Другие становятся одержимыми отслеживанием действий конкурентов (часто используя скрытые или незаконные методы). Многие компании рады просто отслеживать конкуренцию, копируя свои действия (следуя их тактике) и реагируя на изменения рынка и стратегии конкурентов.

Понятие конкурентной среды — это исследование рынка, которое может предоставить ценную информацию для стартапов. Анализ конкурентов может обеспечить отличный шаблон для успеха в бизнесе или помочь избежать ошибок, допущенных конкурентами.

Анализ конкурентов выполняет несколько важных функций в стратегическом планировании, чем и объясняется его необходимость и приоритетный характер:

1. Помощь руководству в вопросах принятия решений через призму знаний информации о конкурентах, их стратегии и намерений.

2. Быстрое реагирование на изменение конкурентной среды и адаптация стратегии фирмы под эти изменения.

3. Разработка стратегии с минимальными рисками и программой по их избежанию.

4. Помощь в прогнозировании «отдачи» от инвестиций.

Конкурентный анализ должен отвечать на ряд вопросов, позволяющих полно и грамотно раскрыть данный раздел:

Кто конкуренты фирмы?

– Какие угрозы они представляют для фирмы?

– Каков профиль конкурентов фирмы?

– Каковы цели конкурентов фирмы?

– Какие стратегии преследуют конкуренты и насколько успешны эти стратегии?

– Каковы сильные и слабые стороны конкурентов?

– Как конкуренты могут реагировать на любые изменения в том, как фирма ведем бизнес?

Вне зависимости от масштабов бизнеса, сферы его функционирования и специфики, конкурентный анализ должен содержать следующую информацию:

– Список основных конкурентов фирмы;

– Обзор на эти фирмы и всю известную информацию о них;

– Кто их целевые клиенты;

– Список их товаров или услуг;

– Какие средства массовой информации они используют для продвижения своих товаров и услуг;

– Их текущие и прошлые маркетинговые стратегии;

– Их эффективность и система ценностей;

– Анализ всех сильных и слабых сторон фирмы (SWOT анализ);

– Обзор стратегий, используемых конкурсом для достижения своих целей

– Обзор рынка и прогнозы на будущее.

Также, при разработке конкурентного исследования необходимо помнить об важнейшем правиле, нарушение которого приведет к некачественному результату - непредвзятость.

Зачастую, фирмы пользуются услугами сторонних специализированных служб по проведению анализа. Данная тенденция связана со следующими объективными истинами:

– Часто маркетологам фирмы не хватает опыта работы и знаний в данной сфере;

– Недостаточность имеющейся информации (специализированные фирмы имеют доступ к базам данных, не имеющимся в общественном доступе и прочей необходимой информации, чего нельзя сказать о фирмах);

– Субъективизм в отношении анализа и отсутствие непредвзятого отношения со стороны модераторов (что искажает получаемый результат и может повлечь за собой принятие неэффективных решений).

Анализ конкуренции рассматривает сильные и слабые стороны конкурентов по сравнению с рассматриваемой компанией. Для фирмы крайне важно знать информацию о конкурентах, чтобы она могла сделать свои продукты или услуги другими и, в идеале, лучше их. Предприниматели должны определить, какие из конкурентов являются прямыми конкурентами, а какие - косвенными, чтобы фирма могла использовать эту информацию в своем бизнес-плане и ведении бизнеса в целом.

Прямые конкуренты предоставляют более или менее похожие продукты или услуги. Косвенные или общие конкуренты предоставляют разные товары/услуги, но клиенты часто выбирают между ними. Например, близлежащие рестораны могут предлагать различные варианты питания (например: азиатская, европейская или русская кухня), но конкурировать за клиентов.

Конкурентный анализ предлагает большой спектр возможностей:

– Дает возможности брэндинга;

– Формирует понимание того, как конкуренты разрабатывают продукты и услуги;

– SEO возможности;

– CRO (оптимизация коэффициента конверсии);

– GTM стратегии;

– Выделяет преимущества пользовательского опыта (UX) фирмы и других продуктов, и веб-сайтов;

– Находит пробелы на рынке;

– Показывает Новые продукты и услуги для развития

– Фиксирует рыночные тренды.

Таким образом, конкурентный анализ является важной частью маркетинговых планов, призванный помочь фирме понять, что отличает ее продукт или услугу, а также играет важную роль при составлении стратегии развития бизнеса.