Российский рынок розничной торговли продолжает потрясать череда банкротств. А 2019 год можно считать одним из самых ярких по количеству закрывшихся торговых сетей и обанкротившихся компаний. В ритейле становится все более тесно по мере того, как россияне стремятся все больше экономить. Ведь если в 2015 году в зоне риска оказывались развлечения и рестораны, то в последние годы потребители начали всерьез экономить и на продуктах питания.
Как результат, разоряться начали даже те, кто уверенно чувствовал себя на рынке в течение долгих 10-15 лет. Что касается продуктового рынка, то «медвежью услугу» всем региональным сетям оказывают стремительно расширяющиеся «Магнит» и «Пятерочка». На фоне их роста, другие сети оказываются просто не способными к здоровой конкуренции и одна за другой покидают рынок. Попробуем вспомнить, кого мы не досчитались за прошедшие 12 месяцев. Здесь будут как продуктовые ритейлеры, так и международные бренды, ушедшие из страны.
Spar и «Семья»
Конечно, неожиданное и скоротечное банкротство «Интерторга» можно справедливо считать главным событием прошедшего года. Ведь всего за пару месяцев было закрыто более 350 продуктовых магазинов. Под сокращение попали магазины у дома, работавшие под брендом «Семья», а также супермаркеты нидерландской сети Spar и «Норма». Ликвидация компании была настолько мощной, что покупателя на ее активы не нашлось, а большинство площадей до сих пор пустует в поисках новых арендаторов.
Полушка
Торговая сеть «Полушка» проработала на рынке около 15 лет. В сеть входило более 150 магазинов, а доля компании на рынке Санкт-Петербурга оценивалась более чем в 4%. Не выдержав конкуренции, сеть начала закрывать десятки магазинов еще в 2018 году. В результате большую часть магазинов перекупила «Пятерочка», а оставшиеся были закрыты.
Мегамарт от «Дикси»
В отличие от двух первых компаний, «Мегамарт» закрылся не из-за финансовой несостоятельности, а на фоне меняющейся конъюнктуры рынка. Управляющая сетью гипермаркетов группа «Дикси» приняла решение отказаться от крупного формата на фоне снижения интереса покупателей. После закрытия «Мегамарта» ритейлер сосредоточился на бизнесе основной сети магазинов «у дома» и супермаркетов «Виктория».
Karen Millen
Пора переходить из продуктового сегмента на рынок модной одежды. По итогам прошлого года здесь тоже произошло множество закрытий. Британская сеть магазинов женской одежды Karen Millen работала в России еще с 2003 года. Но оставаться на постоянно падающем рынке в компании посчитали рискованным. В последние годы одежда Karen Millen стала для россиян слишком дорогой. Как результат, более 15 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах были закрыты.
Sonia Rykel
Парижский модный дом класса люкс Sonia Rykel был хорошо знаком в России постоянным клиентам ГУМа и «Петровского пассажа». К сожалению, 2019 год стал последним в долгой истории бренда. Получив убыток в размере более 30 млн долларов, компания была признана банкротом, а желающих купить актив не нашлось. В результате все бутики Sonia Rykel, в том числе и в России, прекратили работу.
Under Armour
Возможно, вы удивитесь, но Under Armour - третий по величине в мире продавец спортивной одежды после Nike и Adidas. В Россию хорошо известный на западе бренд пришел лишь в 2018 году, открыв магазины в лучших торговых центрах. Но в борьбе за российского покупателя оказался слишком слаб, а его продукция - слишком дорогой. Как результат, проработав лишь год на рынке, российский партнер американского бренда признал поражение. Заставить покупателей променять любимые марки на новую оказалось задачей не из легких.
Superdry
Британский бренд молодежной одежды Superdry, известный на весь мир своими ничего не значащими иероглифами в японском стиле, в России ждали очень долго. Придя на рынок, Superdry грозился открыть десятки магазинов по всей стране, но смог осуществить лишь десятую часть задуманного. Марка продавалась в России по сильно завышенным ценам и не был понят покупателями. В 2019 году все фирменные магазины были закрыты, а сам бренд остался в стране только в онлайне.
Кто еще испытывает проблемы и закрывает магазины в России?
На самом деле, пока ситуация с реальными доходами жителей России не выправится в лучшую сторону, рынок розничной торговли будет находиться под давлением. И череда банкротств продолжится и в 2020 году. Известно, что трудности испытывает и некогда один из крупнейших продавцов электроники «Юлмарт», который сворачивает бизнес в регионах. Ранее стало известно, что постепенно закроет все гипермаркеты в России сеть строительных магазинов Castorama. Покупателей постепенно теряют также «Ашан», Metro, «О'Кей» и другие крупные сети. А на региональных рынках многие локальные продавцы, задолжавшие миллионы своим поставщикам, считают последние дни. Поэтому нельзя исключать, что уже в ближайшие месяцы мы узнаем о новых отставках.