Найти тему
"Хомо люденс"

5 приемов, которые использует в своих книгах Донцова Дарья

Оглавление

Каждый писатель вырабатывает свой стиль, свой набор приемов. Будь то серьезный классик, будь то автор Яндекс Дзена – поняв опытным путем, какие приемы работают именно в его, автора, исполнении более эффективно, он старается дальше эти приемы использовать.

А что насчет автора детективов Донцовой Дарьи? Давайте рассмотрим несколько приемов, которые ей в этом помогают.

Фото "КП" из открытого бесплатного источника в Интернете.
Фото "КП" из открытого бесплатного источника в Интернете.

1. Простота изложения

Кто-то даже сказал бы: примитивность. А поскольку большая часть публики – это именно народные массы, то массовая культура процветает. В лице Дарьи Донцовой.

Часто она в своей простоте доходит до занятных моментов. Например, рассказывая биографию какого-то героя, упоминает, что в советское время он был пионером, дает к этому слову сноску и в сноске поясняет: «Пионер – это …» А в другом месте автор в сноске кидается пояснять, кто такой был… Ленин.

Серьезно? Дарья, вы на какую целевую аудиторию ориентируетесь? На детей дошкольного возраста? У нас, конечно, во многом упал уровень грамотности и, в частности, знания отечественной истории, но не настолько же, чтобы не знать самых элементарных слов…

2. Детективный сюжет, но именно просто изложенный

Массовый зритель – он ведь любит лихо закрученное, но чтобы думать особо не надо было. И наша Даша ему для этого дает разные возможности.

3. Постановка автора на одну доску с читателем

Критики пишут: Донцова примитивна. На это сама она отвечает: «Нет, я не Гамлет, я другой…» – в смысле, что на лавры классиков она и не претендует, но, дескать, пишет для самого обычного читателя. Вот это и подкупает. У читателя создается ощущение: Донцова – «наш парень»!

4. Формирование читательского мнения в направлении «А остальные авторы – еще хуже»

Как рассуждают простые «пользователи»? Да вот, мол, хорошей литературы все равно нет, крутые писатели типа тех же Акунина с Пелевиным только притворяются крутыми, а переполненный самиздатом Интернет трещит по швам… Так что уж лучше буду я, бедный читатель, пробавляться ироничными детективчиками, ведь надо же чем-то себя занимать, а все остальное еще хуже.

Вот и получается, что народ читает «от обратного»: меньшее из зол.

5. Давление на жалость

Прием избитый, но действенный. Это когда у героя все плохо, его самого, бедненького, все подряд обижают, а он, такой вот весь позитивный, старается быть выше обидчиков и терпит их, сносит все обиды.

Цель приема простая: завоевать дешевую популярность. Как только читатели начинают жалеть – они привязываются к этому герою. Через чувство жалости (пусть и такое хайповое, как в данном случае) происходит скрепление читателя с книгой. Даже если читатель в глубине души ощущает, что тут что-то не так, он все равно из жалости будет привязываться к герою, которого обижают.

П. с. Также читайте «4 основных пункта, за счет которых выигрывает Пелевин» и «Хочешь стать героем детектива? Будь им! Только учти, что...».