Найти тему
Литература.today

Фрагмент из книги «Сильные лидеры нарушают правила» Кевина Круза

Внутренняя потребность нравиться есть у всех, за исключением тех, кто страдает от серьезных расстройств психики. Вряд ли вам встречались люди, жаждущие неприязни окружающих. Широкую популярность получила иерархическая модель потребностей Маслоу, отражающая этапы развития и становления человеческой личности. По мере удовлетворения физиологических потребностей человек испытывает необходимость в социальных — хочет быть частью некой общности, быть принятым, любить и быть любимым. Возможно, это заложено в человеческой ДНК, а возможно, обусловлено эволюцией, но, так или иначе, когда один пещерный человек не нравился всем остальным, его изгоняли на съедение саблезубым тиграм. Вне зависимости от их первопричин дружба и дружелюбие высоко ценятся человеческим обществом. В детстве нам велят делиться игрушками, не пререкаться и не дергать Дженни за косички. В подростковом возрасте наш эмоциональный радар яростно прочесывает школьную столовую. С подносом в руках мы оглядываем все помещение: «Куда сесть? Где тут мои? А не погонят меня, если я попробую сесть вот к этим? Да нет уж, сяду один — кому я нужен, лузер лузером!»

Нравиться коллегам (другими словами, поддерживать с ними дружеские отношения) считается делом хорошим и всячески приветствуется. «Дружба по работе» тесно коррелирует с высокой степенью вовлеченности сотрудников. Именно поэтому очень многие компании — в особенности эти безумные стартапы из Кремниевой долины — тратят столько времени и усилий на организацию корпоративных вечеринок, настольный футбол, бесплатное пиво по пятницам и прочие групповые увеселения. И весело, и сближает людей. Так в чем проблема? Если чувство принадлежности и одобрения окружающих является одной из базовых человеческих потребностей, а дружба на работе — хорошее дело, то что не так с боссом, который хочет быть другом своим людям?

Это тонкая, но крайне важная грань. Друзей связывает между собой только удовольствие от общения. А отношения начальника и подчиненного подразумевают выполнение последним определенного круга задач. И то, что в этих отношениях фигурирует некая цель, будь то заключение многомиллионной сделки, завершение работы над программным модулем или сборка тысячи смартфонов, полностью меняет ситуацию. Будучи боссом, легко говорить о равенстве между собой и своими подчиненными: «Ребята, я такой же человек, как и вы, у меня просто работа другая». Легко поверить в то, что вы ничем не отличаетесь от членов своего коллектива и ваша роль не более чем роль наставника. Но это не так.

Во время службы в американских ВМС Бен Саймонтон был капитаном нескольких кораблей, а после увольнения в запас руководил тысячами работников в электроэнергетике. В разговоре со мной он был однозначен: «Босс как приятель? Это одна из худших ошибок, которую может совершить руководитель.»

Начальник — практически полная противоположность другу. Друзья не решают вопросы прибавок к зарплате, организации обучения и продвижения по службе своих друзей. Друзья не критикуют друг друга и не требуют исправиться. Это совершенно разные вещи. Обычно в функционал менеджера входит право увольнять прямых подчиненных. И даже если это право не концентрируется в руках одного человека, непосредственный руководитель, как правило, имеет огромную власть над карьерой сотрудников его подразделения. Вы аттестуете работника по результатам труда. Вы решаете вопрос о его бонусе или повышении зарплаты. Вы можете замолвить о нем словечко перед высшим руководством и высказываете свое мнение службе персонала. Короче говоря, хотите вы этого или нет, но если друзья равны между собой, то между начальниками и их прямыми подчиненными существует огромное различие во властных полномочиях. И стремление понравиться членам своего коллектива может привести руководителя к вполне конкретным проблемам.