На самом деле, дело не в волшебных словах и наглости. Все намного проще.
Привет! Это канал о копирайтерах, редакторах и вообще обо всех пишущих профессиях. Сейчас я работаю редактором в крупной компании, но сам вырос из обычного «биржевого копирайтера». Поэтому есть желание кое-каким опытом поделиться. В своих статьях я разбираю типичные трудные ситуации, с которыми может столкнуться человек, который берет деньги за написание текстов. Вот об одной такой как раз сегодня — что нужно сделать, чтобы цена на ваши услуги все время росла.
Пару лет назад я работал копирайтером сам на себя. Это значит, что сам искал клиентов, продавал им свои услуги и озвучивал на них цену. И это же значит, что часто слышал «нет, это дорого» или вообще молчание. Вы не представляете, сколько таких странных переписок лежит сейчас в архиве — как же их неловко перечитывать.
Перестать считать себя конвейером
Мне знакомо ощущение плато: когда уже долгое время пишешь по одной и той же цене, и даже новым клиентам озвучиваешь ее же. Написал на сайте цену, например, в 100 рублей за 1000 знаков, и клиенты выбирают тебя по ней, как пирожок на прилавке. Согласитесь, странно будет если продавщица на кассе вдруг скажет покупателю: молодой человек, жвачка теперь 30 рублей стоит. Хотя видно, что ценник-то 15.
Поэтому спорное, но от того не менее эффективное правило для продажи своих услуг — не пишите цену публично. Это значит ни в профиле, ни на сайте, ни где бы то ни было еще не ставьте ценник. Согласен, кажется безумным, сейчас объясню.
Написание текстов — это творческая работа. Чтобы вышел хороший текст, нужно изучить тему, продукт, пообщаться с заказчиком, повертеть в голове примеры. Все это сопроводить прозрачным процессом: быть вежливым, не срывать сроки, учиться разбираться в проблемах. К чему клоню, копирайтинг — это индивидуальная работа. Поэтому ее нельзя рассчитать как станочную. Условно, тексты нельзя считать в штуках, как те же жвачки в магазине. Потому что одна работа от другой будет всегда отличаться. И цену нужно называть новым заказчикам заново: сначала обсудил проект, потом прикинул его стоимость, назвал. Это больно, но именно так лечится денежное плато.
Уйти от сравнения себя с другими
Почему «биржевые» копирайтеры так надолго застревают в развитии: как денежном, так и профессиональном. Все от того, что сам принцип биржи провоцирует копирайтера к постоянному сравнению себя с другими. Рейтинги, цены, отзывы. Ты вроде начинаешь мыслить не своими навыками, а оценками, как в школе.
Если в общем биржевая цена не поднимается выше планки, то и тебе будет странно назвать высокую цену. Ты намеренно ее занижаешь. Вроде «этот парень берет дорого, но у него вон какие отзывы!».
Сравнение себя с другими никуда не уйдет. Это что-то базовое и человеческое: мы все время смотрим, «а как там у соседа». Но вот заметить это и постараться этим управлять возможно. Для начала, если пишете на бирже, постарайтесь создать другой источник клиентов. И уже на том поле придерживаться своих правил: называть ту цену, которую считаете нужной.
Ценить себя и свои навыки
Просто так денег никто не платит. Легко послушать моих разговоров из двух разделов выше, поднять нос и пойти к заказчикам с запредельным ценником. Но в жизни так работать не будет.
Поднимать цену всегда нужно обоснованно. Вы научились писать посты для соцсетей? Получили какую-то необычно высокую реакцию на свой текст? Весь день потратили, чтобы сделать нормальный сайт с портфолио? Значит, вы уже вложили труд. Пересмотрите стоимость своих навыков. Когда чувствуете, что действительно растете, выходите на новый уровень. Работайте со старыми заказчиками по старым ценам, набирайте новых подороже. Когда новых станет уже много, пересматривайте договоренности со старыми — это нормально. В будущих статьях я расскажу, как я доказывал и аргументировал поднятие цены.
Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то интересное, подпишитесь на мой блог. 👾 В нем буду рассказывать еще больше о профессии коммерческого писателя: того человека, что пишет тексты для компаний и получает за это деньги.