Мы так много всего хотим. Мы хотим жить в зеленом мире с чистым воздухом и кристальной водой. А еще мы хотим много разных вещей, бесконечного обновления одежды и обуви. Только не хотим думать, как это совмещается.
Производители и маркетологи с большим удовольствием поощряют наши хотелки: чем больше продадут – тем больше заработают.
Знаете ли вы, что каждый год в мире производится более 150 млрд. единиц новой одежды, а продается только половина? После сезона небольшая часть одежды и обуви, та которую имеет смысл удешевить, перемещается в дисконты. А брендовые вещи компании не стремятся передавать на распродажи, ведь тогда утратится их престижность, имидж принадлежности к элите.
Куда же девается остальное? Уничтожается!
Если одежда из натуральных тканей перерабатывается на вторсырье практически полностью, то синтетика только на 30%, а рациональных технологий на переработку смесовых тканей до сих пор нет, хотя именно из этих тканей создается до 85% одежды. Поэтому вся оставшаяся масса просто выбрасывается на свалки.
Перепроизводство вещей это не только свалки. Индустрия моды беспощадно эксплуатирует природу, стремительно двигаясь к экологической катастрофе.
Например, на изготовление одной пары джинсов уходит 7 тонн воды, а на одну футболку – 2,7 тонны. И это не морская, а пресная вода, ресурсы которой на земле ограничены, и уже сейчас есть регионы, где проблема с водой весьма ощутима.
Благодаря тому, что во всем мире растет движение «зеленых» и экологи неустанно бьют тревогу, правительства многих стран вынуждают компании платить большие штрафы за ущерб природе. Многие люди тоже начинают задумываться об экологических последствиях безудержного потребления. В частности, как отмечают исследования, все больше покупателей в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Германии ограничивают потребление новомодных вещей, предпочитая практичную, носкую и удобную одежду.
В России такие тенденции пока слабы, мы отстаем даже от Китая.
В погоне за популярностью в защиту природы включились звезды шоу бизнеса, политики и журналисты. В СМИ широко освещались рекламные компании, где известные актрисы и певицы демонстрировали новинки дизайна на фоне мусорных гор, появлялись на балах в платьях из переработанного пластика, демонстративно отказывались носить одежду из кожи и меха животных. Политики рассыпаются в ярких речах, а журналисты пишут бойкие статьи, привлекая внимание общественности к проблеме загрязнения окружающей среды.
Все это хорошо, но аналитики справедливо считают, что только массовый покупатель своими предпочтениями заставит индустрию моды пересмотреть бизнес модели, переходя на более экологичные технологии производства и утилизацию неликвидных остатков, извлекая прибыль не из количества, а из качества продукта. Сами люди должны отказаться от импульсивного, бездумного шопинга, в погоне за модными брендами, складируя в своих домах горы ненужной одежды и обуви и пополняя свалки.
Эксперты предсказывают, что в недалеком будущем актуальность одежды будет подчеркивать не столько дизайн, сколько ее экологичность, удобство, практичность и функциональность. Тем более, что тенденции привлекательности все больше смещаются от яркой внешности и наряда в стиле «в ломбарде все ахнут» в направление эмоционального интеллекта и подчеркивания собственной индивидуальности.
Давайте задумываться о том, что завтра ждет нас и наших детей. Хватит ли нам воздуха и воды, чтобы жить. Давайте сделаем умное потребление всемирным трендом, не захламляя свои дома и природу.