Сегодня мой путь лежит в Тульскую область, в небольшую деревню Кудашево.
Деревня эта раскинулась на берегу речки Лютая.
Когда-то в стародавние времена, деревня занимала оба берега реки, но потом её поделили между собой местные помещики, и на другом берегу реки выросла деревня Машково, которая ныне там находится.
Ближайший крупный населённый пункт, куда все жители ездят за покупками – город Кимовск.
ДОРОГА
Проехал Кимовск, дальше дорога пошла петлять по полям.
На пути до Кудашева из мест обитаемых встретился мне только Кимовский угольный разрез, и Фосфоритный завод. Всё остальное – поля, посадки и овраги.
Надо честно признаться, что природа в этих краях не только живописная, но ещё и ягодно-грибная. Уж больно много встречалось мне местных жителей с лукошками, да корзинками.
И ещё рыбаки. Это отдельная песня каждого региона.
Но для себя я отметил, что видимо рыбка тут водится. Есть у меня к Кудашеву особый интерес.
ДОРОГА К ЦЕРКВИ
Одна моя знакомая утверждает, что некогда была у деревни своя церковь, которую уничтожили в ходе революционных реформ.
По документам Православной Епархии церковь не числится, как будто и не было её никогда. Вот я и решил наведаться в Кудашево, чтобы узнать, что к чему. Вдруг повезёт.
Добрался до деревни. На первый взгляд обычное захолустье с раскиданной в беспорядке комбайново-уборочной техникой.
Речка Лютая представляет собой вид печальный – заболоченная местами, с грязными мусорными берегами. Чтобы увидеть её течение нужно пристально всмотреться в толщу воды, скрывающуюся под обильной ряской.
На главной улице никого. Проехал дальше, вглубь.
В «старой» деревне, как называют её местные жители, возле захудалого домика, на поваленном дереве увидел старуху, греющуюся на солнышке.
ДИАЛОГ С МЕСТНОЙ ЖИТЕЛЬНИЦЕЙ
— «Доброго дня вам! - начинаю разговор. Она кивает в ответ и улыбается беззубым ртом. — Как живётся нынче в деревне?»
Щурится на солнце, прикладывает руку ко лбу, чтобы получше рассмотреть меня, потом отвечает:
— Так…не как раньше. А ты ищешь кого? Или заблудился?.... спрашивает меня
Решаю не тянуть, так сказать, с места в карьер. Говорю старушке, что, мол, наслышан про вашу церковь Кудашевскую. Хотел бы поглядеть собственными глазами.
— Это тебе не к нам, - вздыхает старушка,
— в Хитровщину... Там наш приход. Большая церква, хорошая. Главное, что там всех принимают – и по новым книгам читают, и по старым.
— А у нас церквы нет. Хотя, может, ты ту имеешь в виду, что сломали перед войной? Это да! Была у нас в сельце своя церква. Каменная! Сама точно не знаю, но мать рассказывала, что строил её местный торгаш в честь своего сына.
— Жена у него болезная была, надорвалась при первых родах. Больше родить не могла. А в деревне, знаешь как, детей тогда в каждой семье по пятку было. Не меньше.
— Так вот, он первый камень и заложил на свои деньги. Народ у нас отзывчивый, доброму делу завсегда помочь рад. Вот и построили церковку. К Рождеству Богородицы уже готова была.
— Церковь-то у нас была, а вот священника своего не было. Батюшка приходил по воскресеньям, служил. Всё наше сельцо в храме этом и венчалось, и крестилось, и упокаивалось.
— После революции церкву сломали. Всё ломали, и её сломали. Хотели, нехристи, нас веры лишить. Местная председательша тогда говорят на иконах танцевала. Бог её, правда, наказал. Бог же, он всё видит!
— Матушка рассказывала, что все иконы пожгли, люди их потом горелыми растащили втайне по домам. А вот одной иконы не было, не нашли её. Пропала.
— Есть такое предположение, что тот торгаш, который церковь закладывал, её забрал перед погромом. Он же старостой церковным был. Намоленная эта икона была. От пожара и огня оберегала.
— Местные отчего думают, что он её из церквы унёс? Когда из деревни немец уходил, то все дома поджог, изверг. Только один дом уцелел – торгаша этого. Вот и думай сам.
Старуха замолчала, задумалась, подняла свои выцветшие глаза к солнцу. Я решился прервать молчание первым:
— Что потом-то было?..... спросил я ....оказалось, что ничего.
Война была. Голод был и холод! Еле выжило Кудашево. Отстроились после войны по-маленьку, колхоз подняли. Коров завели.
Старушка рассказала, что богатый колхоз был, громыхал на всю округу. А в девяностых всё пустили коту под хвост. Бурёнок всех под нож отправили, вроде как, туберкулёз у них нашли. Стали растить картошку.
Теперь вот, числится колхоз «Россия», как картофелеводческое хозяйство. Но всё это не то, еле сводят концы с концами.
— А ещё, - поделилась со мной баба Маша, — дали мне квартиру в Кимовске. Новую. Как ветерану. Дети мне мебель новомодную купили.
— Только я там не живу. Нечего мне там делать! Вместе с домом своим тут умирать буду. И детям накажу, чтобы они меня в Кудашеве на погост отнесли. Вон оно кладбище, совсем рядышком. Пешком пять минут идти.
— А рядом с ним, там, где заросший пятачок, там и стояла та церква, которую ты ищешь.
Уезжал из Кудашева со множеством вопросов.
Если церковь была, то почему её нет в метриках? Где сейчас чудодейственная икона, которую так хранил купец, построивший церковь?
На выезде из Кудашева, купил местной картошки у старика. Ровная, гладенькая, одна к одной! Знатный трофей!
И поехал на Хитровщину , где стоит замечательная церковь Богоявления Господня ...
Читайте комментарии, там очень много интересного !
Я в интернете " ТОЧКА ПОИСКА РУ "
Меня найти в Youtube Вконтакте Facebook Одноклассники
ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
Оцените этот пост и смотрите другие мои статьи и видео:
Друзья ! Ваши комментарии и лайки - это новые публикации !!!