Сегодня мне бы хотелось немного рассказать об основном виде моей деятельности, а именно — о терапевтическом вокале.
В современной психологической науке одними из передовых отраслей являются возрастная, педагогическая и межличностная психология. Особенно большое внимание уделяется детям, их развитию и воспитанию.
Как только человек завершает образование, создает семью, получает постоянную работу, его внутренние переживания, связанные со становлением личности (хотя в идеале оно должно продолжаться всю жизнь), вытесняются, отходят на второй план. Подобно тому, как увядают без должного ухода домашние растения, без работы над собой увядает и наше психологическое здоровье. А это сказывается и на семейных отношениях, и на профессиональной деятельности, и на воспитании детей, и на качестве жизни в целом.
Мною была разработана специальная методика творческих занятий, помогающих взрослому человеку избежать перечисленных проблем, оставаться в хорошей душевной форме, легче преодолевать кризисные и стрессовые ситуации, реализоваться в полной мере и контролировать свои психоэмоциональные состояния.
Главным преимуществом этой методики является сочетание телесноориентированной терапии и консультирования в форме, позволяющей клиенту подвергаться меньшему стрессу при общении с психологом, а также значительно быстрее входить в контакт и раскрепощаться. Также плюсами будут возможность чередования индивидуальной и групповой терапии, большой спектр упражнений и областей обучения, охват разных категорий граждан и приобретение новых практических навыков, впоследствии позволяющих подопечному вспоминать навыки, полученные на консультации. Кроме того, такие занятия способствуют расширению круга общения, созданию межличностных связей, не зависящих от статуса на работе и в семье, что помогает поднять самоценность и укрепить самооценку.
Каковы же способы достижения результата и преимущества терапевтического вокала?
Первое и главное, чем занимаются на любых вокальных занятиях, – это, конечно, постановка голоса. Её основой являются правильное дыхание, правильное положение тела при пении и правильное положение речевого аппарата. Правильным дыханием в данном случае принято считать совокупность диафрагмального (брюшного) дыхания и реберного способа вдоха. Часто консультирующие специалисты предлагают людям повысить физическую активность и начать делать дыхательные упражнения, но при этом не учитывают, что в первые два месяца их выполнение может привести к травмам, кроме того, у некоторых людей отклонения в здоровье, не позволяющие их выполнять. К таким противопоказаниям относится, например, предрасположенность к гипертонии. При периодических же занятиях вместе с преподавателем, который имеет большой опыт именно в выполнении таких упражнений и контролирующем распределение нагрузки и процесс подготовки к ним, риск травм значительно снижается.
Каков эффект таких дыхательных упражнений? Всего существует три вида дыхания: диафрагмальное (брюшное), реберное и ключичное. При брюшном дыхании задействуется диафрагма – главная дыхательная мышца. Во время вдоха она напрягается и относительно опускается, создавая зону разреженного давления в лёгких и усиливая внутрибрюшное давление. В норме внутрибрюшное давление должно оставаться «адекватной константой». А это значит, что структуры ниже диафрагмы должны отреагировать на вдох. В норме они реагируют плавным откликом мышц передней брюшной стенки, задней стенки – там, где поясница, и откликом тазового дна. При этом передняя брюшная стенка должна справляться с нагрузкой и удерживать плотность и положение кишечника. То есть на вынужденное растяжение она должна реагировать рефлекторным сокращением, обеспечивающим стабильность всей брюшной полости, включая внутренние органы. Конечно, дышать исключительно этим способом – не самая лучшая идея: Кто чаще всего дышит исключительно животом? Вспоминайте малоподвижных дядечек зрелого и пожилого возраста с раздувшимся животом и одышкой при хрупкой и впалой грудной клетке. Вот они, страдальцы брюшного дыхания. Им просто "некуда" больше дышать. У них ригидная, жесткая грудная клетка на фоне слабой передней брюшной стенки и почти забетонированная в спазме поясница, то есть пути для нормального расширения грудной клетки и другие возможные направления движения во время вдоха перекрыты. Фасции дегидратированы, баланс жидкости в тканях нарушен, движения нет, кости становятся хрупкими. Слабая передняя брюшная стенка, постоянно растягиваемая при каждом вдохе и лишенная нормальной функциональности, не справляется с удерживанием кишечника в требуемых рамках. Кроме того, когда дыхание становится преимущественно брюшным, это вызывает сбои в работе пищеварительной системы. Кишечник раздувает, нарушаются процессы перистальтики, круг нестабильной неподвижности замыкается.
Ситуация с малоподвижным грудным отделом, слабыми мышцами пресса и тазового дна при «распущенном» кишечнике часто встречается и у недавно родивших женщин с диастазом, набравших во время беременности и после родов лишний вес. Причем у них большой и вялый живот чаще всего сочетается с нефункциональным тазовым дном и неприятностями вроде недержания. Проблема раздутого кишечника и выключенного центра также наблюдается у ослабленных рахитичных детей. Как раз чтобы избежать таких последствий, рядом должен оказаться профессионал, следящий за тем, чтобы, с одной стороны, работать над мобильностью и пластичностью грудного отдела во всех плоскостях и направлениях (работать в прямом смысле – вращаться, наклоняться, сгибаться, делать это сначала с поддержкой, затем без поддержки, затем с нагрузкой), а с другой стороны -- предпринимать меры для стабилизации мышц кора (пресса), в частности, поперечной мышцы живота, косых мышц, передней брюшной стенки. Способами проработки здесь будут упражнения в положении стоя, а не лежа. Результат от таких занятий всегда интегрируется в процессе движения. Здесь срабатывает принцип адаптации: пациент отрабатывает процесс движения именно в условиях движения, ведь жизненные задачи всегда помогают получить в работе наилучший результат. Помимо этого польза диафрагмального дыхания, в частности, и для развития голоса, доказана уже давно. Во время использования этого вида дыхания кровь насыщается кислородом больше, чем во всех других случаях. Это способствует улучшению деятельности сердечнососудистой системы. Объем легких задействуется полностью. Орган наполняется воздухом, и вентиляция улучшается. Диафрагмальное дыхание не создает препятствий для работы речевого аппарата, поэтому голос человека также преобразовывается: становится более красивым.
Большим плюсом методики терапевтического вокала является чередование индивидуальных и групповых консультаций. Так, во время индивидуальных занятий у психолога есть возможность работать с клиентом в более непринужденной обстановке, на что влияют, во-первых, дыхательные упражнение, которые сами по себе снижают уровень стресса, а во-вторых – сам способ проведения разговора. При условиях, где присвоение навыка пения играет, на первый взгляд, ключевую роль, пациент быстрее раскрывается как личность, психолог может наглядно оценить количество и степень физических и эмоциональных зажимов, а беседа носит более легкий характер, так как в глазах пациента имеет рекреационный характер, что способствует большему раскрепощению и меньшему утаиванию проблемы. Также у клиента за счет индивидуальных занятий появляются время и цель уделить внимание исключительно себе, получив возможность посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои проблемы. На групповых же занятиях психолог не только предоставляет клиенту возможность побыть в обществе единомышленников, но и дать ему опробовать новые навыки общения. Так, на групповых занятиях хора можно дать ученику, имеющему проблемы с излишним контролем ситуации, несколько задач, где он будет выступать в роли контролера (например, дежурный, ответственный за изучение иностранных песен или проработку каких-либо учебных задач с группой коллег по учебе), так и в роли контролируемого. Подобные упражнения благотворно влияют на поведение как на производстве, так и в семейном кругу, помогают человеку преодолеть ряд определенных комплексов, связанных с различными видами и стилями общения.
Такие занятия не воспринимаются учеником как поход к психологу, вызывают меньше стресса и лучше усваиваются, позволяя достичь более высоко результата обучения и улучшить психологическое здоровье учащегося, а также эффективнее и нагляднее разрешить его проблемы.