Вместо предисловия предлагаю ознакомиться с небольшим и забавным видеоэссе Орсона Уэллса 1958 года, в котором нескромный гений американского кино в течение 26 минут "исследует" социокультурный феномен самой впечатляющей итальянской актрисы 50-х. Эссе, подчеркнуто несерьезное, включающее хитро смонтированные интервью, в которых ответы не всегда соответствуют задаваемым вопросам. Орсон в своем репертуаре. Да, к сожалению, фильм доступен пока только на английском:
10 фильмов с Джиной
Осторожно! Бандиты! (Achtung! Banditi!), 1951, режиссер - Карло Лиццани
Сниматься в кино Джина начала в самом конце 40-х, когда в итальянском кино безраздельно властвовал неореализм, вторгшийся в том числе и в более жанровые фильмы. К таким и относится фильм Лиццани, повествующий о спецоперации партизан в северной Италии в конце Второй Мировой. Лоллобриджиде досталась роль женщине, которой не совсем можно доверять.
Фанфан-Тюльпан (Fanfan la Tulipe), 1952, режиссер - Кристиан Жак
Французский фильм "плаща и шпаги", который стал визитной карточкой Жерара Филиппа, показав, что актёр может не только играть драму, но и в качестве экшн-героя выглядит очень достойно. У Лоллобриджиды роль легкомысленная, под стать фильму, но дюже запоминающаяся, причём по обе стороны "железного занавеса": "Фанфан-тюльпан" попал в советский прокат в 1955.
Ночные красавицы (Les belles de nuit), 1952, режиссер - Рене Клер
В том же 1952 году Филипп и Лоллобриджида снялись вместе ещё в одном фильме, который в отличие от "Фанфана" не так прямолинеен, а тяготеет в сторону легкого сюрреализма Жана Кокто. Большая часть фильма разворачивается в снах главного героя, что позволяет использовать Лоллобриджиду в более экзотическом, чем принято образе. До советского экрана фильм дошел только в 1989-м.
Неверные (Le infedeli), 1953, режиссеры - Марио Моничелли, Стено
Несмотря на тот факт, что режиссерами этого фильма значатся два классика комедии по-итальянски, а в графе жанр также присутствует слово "комедия", смешного в фильме немного. "Неверные" - это ироничный триллер, вдохновленный классикой американского нуара, ставшего доступным после окончания Второй Мировой и в Италии.
Посрами дьявола (Beat the Devil), 1953, режиссер - Джон Хьюстон
В 50-х и 60-х Лоллобриджида снялась в нескольких голливудских фильмах, в которых из-за кодекса Хейса ей дали продемонстрировать в кадре значительно меньше, чем в итальянском или французском кино. Пожалуй, самым удачным опытом в Голливуде стала приключенческая комедия Джона Хьюстона, в которой Джина составила экранную пару великому Хамфри Богарту.
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris), 1956, режиссер - Жан Деланнуа
"Собор Парижской Богоматери" - один из самых популярных среди кинематографистов романов Виктора Гюго, из которого в разные годы делали то хоррор, то мюзикл. Ставший хитом советского проката в 1961 фильм Деланнуа безыскусное, но сравнительно близкое к оригиналу полотно. Лоллобриджида играет Эсмеральду. Действительно, кого еще ей в этом фильме играть?
Закон (La legge), 1959, режиссер - Жюль Дассен
Италофранцузский фильм, изгнанного из Голливуда в ходе голливудских чисток конца 40-х Жюля Дассена, в котором последний собрал эклектичный, но выдающийся актерский состав: Мастрояни, Монтан и Лоллобриджида. "Закон", посвящен традиционным "ролевым играм" в итальянском захолустном городке, победитель которых на время становится условно "властью". На этом незатейливом фундаменте Дассен сооружает высказывание о природе власти, не забыв упаковать его в криминально-романтический сюжет.
Отель Парадизо (Hotel Paradiso), 1966, режиссер - Питер Гленвилл
Опыт Лоллобриджиды в британском кино. Вместе с Алеком Гинессом она разыгрывает классическую комедию положений на основе несостоявшегося адюльтера. Тот тип комедий, когда герои начинают врать и завираются до абсурда. Главный аттракцион фильма - дуэт сдержанного британца Гиннеса и раскованной итальянки Лоллобриджиды, который, стоит сказать, полностью свой потенциал в фильме не раскрыл.
Смерть, снесшая яйцо (La morte ha fatto l'uovo), 1968, режиссер - Джулио Квести
Любой итальянский актёр или актриса, снимавшиеся в 60-х и 70-х, почти гарантированно обнаруживали себя в джалло. Джине повезло, она поучаствовала в одном из самых необычных представителей жанра.
Река плохого человека (El hombre de Río Malo), 1971, режиссер - Эухенио Мартин
Любой итальянский актёр или актриса, снимавшиеся в 60-х и 70-х, почти гарантированно обнаруживали себя в спагетти-вестерне. Джине не повезло, несмотря на отличный актерский состав (Ли ван Клиф, Джеймс Мейсон, Джанни Гарко), фильм получился одним из самых слабых в жанре.