Найти в Дзене
Jenny

Марбург 1991. Часть 3

Особенно тяжело мне дался последний день в Марбурге – работа закончилась, и архив перестал нас кормить обедами, а деньги я неосмотрительно потратила. Завтрак, конечно, был – у хозяев, на ужин можно было обойтись и чаем, но пообедать как-то хотелось. Сами архивные служащие питались кто как: кто-то ходил домой, благо город маленький – как моя хозяйка, бегавшая кормить обедом дочку, возвращавшуюся из школы. Кто-то, возможно, в кафе – но вряд ли, немцы очень экономные. У них в архиве была специальная «чайная» комната, где у каждого в шкафчике хранились чашка-ложка и свой чай-кофе-сахар. Нас там угощали кофе, а обедать водили в кафе.

Еще помню, как поразило меня простое решение проблемы доступа: у каждого сотрудника архива – а их не так много – свой ключ по типу тех ключей, что в психушках. Каждый ключ в соответствии со степенью разрешенного доступа мог открывать только какие-то определенные двери. Примерно так, как сейчас действует магнитный пропуск, но это были настоящие металлические ключи. И никакой тебе охраны, никаких рогаток и рамок! Как попадали посетители, не знаю. Сама я простояла утром минут двадцать под дверью, пока меня не впустил кто-то подошедший. А, на двери же был звонок! Но я его, конечно, не заметила.

Я страшно благодарна Еве, которая нас там опекала, хотя не имела никакого отношения к архиву, а просто жила в соседнем доме и говорила по-русски. Она предложила мне экскурсию на машине по окрестностям, но я не смогла – чувствовала себя неважно и без машины, в которой меня всегда укачивало: все время кружилась голова. Марбург расположен в чаше среди гор, как наша Ялта, погода была мрачная – плюс-минус 1 градус, очевидно, стояло низкое атмосферное давление. Несмотря на такое расположение и обилие машин, воздух был чистый, не то, что в Москве.

-2

В общем, вместо экскурсии, Ева повела меня в кафе, где я впервые в жизни поразилась присутствию инвалидов-колясочников, которых в то время в нашей стране не было видно и слышно, и даже как бы и не существовало – как и колясок для них, впрочем. А здесь они вполне наслаждались жизнью. Ева угостила меня кофе с тортом и просто спасла от голодной смерти. Куски торта были такого размера, что я не смогла доесть второй – при всем моем обжорстве и временном оголодании.

Кстати, я точно также вытаращила глаза на порцию мяса, которую мне принесли по приезде: в самолете я есть ничего не могла по причине укачивания, и Саша сказал об этом немцу, встречавшему нас во Франкфурте. А возможно – и сам был не прочь перекусить. Немец – очаровательный джентльмен средних лет с тросточкой, элегантный и слегка женственный, повел нас в ресторанчик. До сих пор помню, что ели: свиная отбивная – чуть было не написала эти слова с большой буквы! – размером с большую мужскую ладонь и толщиной сантиметра в два, к ней тушеная капуста и отдельно отварная картошка. «Я это не съем!» – сказала я в ужасе. «Съешь!» – засмеялся Саша. И я съела, да еще пальчики облизала.

Ну, и чтобы закончить гастрономическую тему – в один из дней нас принимали реставраторы архива. Это удивительно, как, не зная толком языка, быстро находят взаимопонимание люди одной профессии! Они были как родные. Угощали нас сырами разных сортов и вином. Был очень вкусный круглый хлеб, уже нарезанный – это нас поразило, мы тогда такого не знали, чтобы хлеб продавали нарезанным, да еще так тонко!

Во время демонтажа немецкие коллеги надо мной потешались: я никак не могла научиться управляться с устройством, подающим скотч – впервые держала такое в руках, и его все время у меня как-то заедало. Я шла за помощью к коллеге, тот изумлялся: «Тут нечему ломаться!». Потом спросил: «А где вы учили немецкий?». «В школе, потом в институте» – ответила я. Он кивнул, а я потом долго думала, почему он спросил: потому, что я говорила хорошо, или потому, что плохо? Подозреваю, что плохо, хотя воспитанные хозяева и уверяли в обратном.

Мы с хозяином провели однажды целый вечер вдвоем: пили красное вино и разговаривали, если это можно так назвать. Но я заметила, что в какой-то момент наступает понимание – как-то между слов, поверх слов. Но напряжение при этом страшное. От эйфории по поводу моего «хорошего» немецкого меня мгновенно излечил «маленький принц» Адам – он поправлял меня совершенно безжалостно и сердился, что я такая тупая. Я была в гостях у Евы, и он показывал мне свою комнату и обитателей – роскошного бархатного лилового кота-британца и морскую свинку.

Мы подружились с Евой и архивными немцами, однажды они приезжали, и Саша устраивал дома прием, где мы еле выжили от смеха: крошечная Сашина дочка Муся играла нам на скрипочке. Словами не передать всей умилительной прелести и комизма этого действа: ребенок был необычайно серьезен, и смеяться было никак нельзя. С Евой мы какое-то время переписывались, она приезжала в Москву, а потом все порвалось и мы потерялись...

-3

И последнее про Марбург – я только потом осознала, что это город Бориса Пастернака и строчки, которые западают в сознание сразу и остаются там навсегда, написаны именно здесь:

В тoт дeнь всю тeбя, oт гpeбeнoк дo нoг,
Кaк тpaгик в пpoвинции дpaму шeкспиpoву,
Нoсил я с сoбoю и знaл нaзубoк
Шaтaлся пo гopoду и peпeтиpoвaл...
-4

Пастернак провел в Марбурге всего одно лето 1912 года. Вот как он описывает первую встречу с городом:

«Я стоял, заломя голову и задыхаясь. Надо мной высился головокружительный откос, на котором тремя ярусами стояли каменные макеты университета, ратуши и восьмисотлетнего замка. С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь. Я вспомнил, что связь с остальным миром забыл в вагоне... Если бы это был только город! А то какая-то средневековая сказка!».

Университет его тоже поразил:

«Если бы тут были только профессора! А то иногда среди лекции приоткрывается грозовое готическое окно, напряжение сотни садов заполняет почерневший зал и оттуда с гор глядит вечная, великая Укоризна. Если бы тут были только профессора! А тут и Бог еще» .

Кроме Бога была еще и Любовь – в это время он был влюблен в Иду Высоцкую, но безответно:

…Кoгдa я упaл пpeд тoбoй, oxвaтив
Тумaн этoт, лeд этoт, эту пoвepxнoстьe
(Кaк ты xopoшa!) – этoт виxpь дуxoты..
O чeм ты! Oпoмнись! Пpoпaлo. Oтвepгнут...

.................................

Часть 1

Часть 2

Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!