Найти тему
Vsadnique

Франкфуртская школа социологии и её влияние на общество

Оглавление
До сих пор страны подвергались разрушению в основном путем военного завоевания. Но возникает важный вопрос, может ли нация и общество быть полностью разрушено без какого-либо вторжения, а путем внутреннего глубоко разложения тех фундаментальных основ жизни, на которых оно зиждется?(с) Жозеф де Местр (1753-1821)

Так или иначе развивающиеся социальные идеи западных стран связаны с социологической конвой франкфуртской школы. Франкфуртская школа (немецк. Frankfurter Schule) — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Часто концепции, разработанные участниками франкфуртской школы, называют новыми левыми. Сам термин “Франкфуртская школа” представителями этой теории никогда не применялся, Основные представители: Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман и Фридрих Поллок.

 Макс Хоркхаймер и  Теодор Адорно, Гейдельберг, Германия, 1965 год
Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно, Гейдельберг, Германия, 1965 год

История

В 1922 году на Четвёртом конгрессе Коммунистического интернационала в России стало понятно, что после октябрьской революции в России идея мировой коммунистической революции не будет подхвачена в странах западной Европы, более того Рабочее движение ряда стран столкнулось с противодействием со стороны фашистских организаций (так, за неделю до Конгресса в Италии сторонники Национальной фашистской партии во главе с Б. Муссолини провели Марш на Рим). Среди присутствующих на 4 конгрессе коминтерна был Георг (Дьёрд) Лукач - венгерский аристократ, сын банкира, который стал коммунистом во время Первой мировой войны и в дальнейшем окажет свое влияние на раннюю франкфуртскую школу. Он был хорошим теоретиком-марксистом и разработал идею "революции и эроса", где половой инстинкт использоваться в качестве инструмента уничтожения фундаментальных основ «старой жизни».

Плакат «Скоро весь мир будет наш». Художник Л. В. Саянский. Екатеринбург, 1920 год
Плакат «Скоро весь мир будет наш». Художник Л. В. Саянский. Екатеринбург, 1920 год

Изначально целью создания Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне, открытый в 1924 году, являлось исследование марксизма. В 1931 году, когда институт возглавил Макс Хоркхаймер (1895-1973), начался явный отход от ортодоксального марксизма и разработка новой теории. В развитой в 30-х гг. ХХ в. критической теории сочетаются элементы теории Маркса (особенно ее «гегельянская» часть) с идеями З. Фрейда. Таким образом основная тенденция — смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Гармоничное «сложение» столь несхожих концепций привело к необычной для социологии теории, в которой от марксистской осталась лишь идея критики капитализма. Но капитализм со времен Маркса сам слишком изменился – и критической теорией уже индустриального общества оказался фрейдо-марксизм.

С приходом нацисткой партии в Германии сотрудники института, большинство из которых составляли евреи, вынуждены были эмигрировать. В 1933 г. они сначала перебрались в Женеву и Париж, а позднее в США. Основной объект критики школы все тот же – капиталистическое общество, только теперь франкфуртцев более всего интересует такая его разновидность, как появившийся в Германии национал-социализм. Первое время в США «критический пыл» слега ослаб, но ненадолго – Америка также быстро разочаровала европейских беглецов. Теперь они в наибольшей степени сосредоточили свое внимание на критике тоталитарного общества, обнаружив его истоки в специфике самого капитализма, его способов воздействия на личность, что подтвердили эмпирические исследования, проведенные Адорно. В институте социальных исследований в Лос- Анджелесе работают Хоркхаймер и Адорно, Маркузе, Фромм, Лёвенталь и Виттфогель преподают в различных университетах Америки где последние остаются там жить и работать даже после войны. В 1949 году Хоркхаймера и Адорно решили вернуться во Франкфурт.

Теория

Основная социологическая и социально-психологическая тема франкфуртской школы — теоретическая концептуализация понятия «авторитарная личность» (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социологического исследования доказать, что ему действительно соответствует определенная человеческая реальность.

1. Культурная революция

Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную тоталитарную Систему управления, в которой ввиду отсутствия пролетариата революционная роль преобразования общества переходит к интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счёт распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.

Герберт Марукзе и Анджела Дэвис, Франкфурт , 1968 год
Герберт Марукзе и Анджела Дэвис, Франкфурт , 1968 год

Несмотря на Российский позитивный опыт октябрьской революции в глазах немецких философов Россия оставалась периферийной страной, а приход к власти Сталина показал примитивный уровень советского авторитаризма. Поэтому советские методы борьбы с капитализмом не подходили для “Олимпа культуры”, подарившего миру Канта и Ницше. Таким образом основная действующая сила культурного Марксизма возлагалась на студентов и интеллигенцию, лишённых привилегий элиты.

Грамши в своих работах о Гегемонии говорил:

Если в России старый строй опирался только на аппарат насилия, на Западе, наряду с армией, полицией, судом, сложилась целая сеть учреждений, воспитывающих трудящихся в духе послушания буржуазии, сложилась система традиций, моральных норм и устоев, которые крепко держат трудящихся в рамках капитализма.(с) Антонио Грамши, Итальянский Коммунист, (1891 - 1937)

Кстати, ответ Маркузе на вопрос принятия великим немецким народом нацизма заключался в том, что это особый путь модерна, а в представлении Адорно и Хоркхаймера, это отнюдь не варварство, разрушившее благостное течение вещей, но закономерный итог развития капиталистической цивилизации, потребления, жадности и т.п

2. Моральные и нравственные устои

-4

В Венгрии в 1919 году, Дьёрд Лукач, будучи наркомом по вопросам культуры занялся так называемым «культурным терроризмом». В рамках этого терроризма он ввел радикальные программы полового воспитания в венгерских школах. Венгерских детей обучали свободной любви, половому акту, внушались идеи об архаичности семейного уклада, устаревшей природе моногамии и ненужности религии, которая лишает человека всех удовольствий. Женщины тоже были призваны восстать против сексуальных нравов того времени. «Культурный терроризм» Лукача был предвестником того, что позже, во времена политкорректности, пришло в американские школы. В дальнейшем эти идеи так же отразятся в теории Франкфуртской школы, которые были замечены еще в переписке Троцкого и Ленина, 1911 г.:

Троцкий: «Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека. Пока существует такое угнетение, не может быть и речи о настоящей свободе. Семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила. Надо подробнее говорить об этом рабочим…»
Ленин.«…И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты… Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят»

Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность» описывает связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями, где приводит типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Так же Т. Адорно заявляет, что авторитарная личность является продуктом патриархальной семьи, эта идея напрямую заимствована у Ф.Энгельса, которую он изложил в своей знаменитой работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

В «Авторитарной личности» были разработаны шкалы для анализа скрытых сложных характерологических комплексов: фашизм, политико-экономический консерватизм, антисемитизм, этноцентризм — все это разновидности авторитарной личности.

По итогу Основные социологические принципы участников школы:

-Равноправие полов

  1. Низвержение авторитета отца, отрицание традиционных семейных ролей отца и матери, лишение родителей их права быть главными и первичными воспитателями своих детей
  2. Отмена всех форм мужского доминирования – и как следствие, присутствие женщин в армии.
  3. Объявление женщин "угнетенным классом" и мужчин "угнетателями".

- Толерантность

  1. размывания национальной идентичности
  2. толерантность к сексуальным девиациям (что особенно отразилось в Маркузе: «Репрессивная толерантность»)

Согласно американскому республиканцу Бьюкенену, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и Э. Фромм превратили марксизм из экономической доктрины в инструмент ниспровержения морали. Но данной идеологии требовало послевоенное время: в СССР развенчание культа вождя, в Германии происходит Денацификация (мероприятия, направленные на очищение послевоенного общества и сфер жизнедеятельности от влияния нацистской идеологии), при этом политика “Преодоления прошлого” происходит в течении всего 20 века, коснувшись не только стран союзников Германии во второй мировой.

Влияние на общество

Идеи новых левых были благоприятно приняты европейским обществом в 70-х во время забастовок в Европе. Тогда социальный кризис во Франции (Май 1968), начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку. Привёл в конечном счёте к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. арикатурное изображение "Фракция Красной Армии"

В Германии в 1968 году была создана немецкая леворадикальная террористическая организация Фракция Красной Армии (RAF) которая просуществовала 30 лет. За это время организация взрывала здания, брала заложников, уничтожала высокопоставленных чиновников, сотрудничала с Армией Освобождения Палестины (ФАТХ).

В Италии в 1970 году была создана подпольная леворадикальная организация, действовавшая в Италии до конца 1980-х годов. Численность Красных бригад доходила до 25 000 человек, занятых различной деятельностью, как партизанской, так и полулегальной, обеспечивавшей функционирование боевых групп.

Останки жертв Геноцида в Камбодже
Останки жертв Геноцида в Камбодже

Считается так же, что идеи франкфуртской школы в последствии стали причиной геноцида в Камбодже с 1975 по 1979 год, где примерно погибло от 1,7 до 3 млн человек (от четверти до более чем трети населения)