До сих пор страны подвергались разрушению в основном путем военного завоевания. Но возникает важный вопрос, может ли нация и общество быть полностью разрушено без какого-либо вторжения, а путем внутреннего глубоко разложения тех фундаментальных основ жизни, на которых оно зиждется?(с) Жозеф де Местр (1753-1821)
Так или иначе развивающиеся социальные идеи западных стран связаны с социологической конвой франкфуртской школы. Франкфуртская школа (немецк. Frankfurter Schule) — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Часто концепции, разработанные участниками франкфуртской школы, называют новыми левыми. Сам термин “Франкфуртская школа” представителями этой теории никогда не применялся, Основные представители: Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман и Фридрих Поллок.
История
В 1922 году на Четвёртом конгрессе Коммунистического интернационала в России стало понятно, что после октябрьской революции в России идея мировой коммунистической революции не будет подхвачена в странах западной Европы, более того Рабочее движение ряда стран столкнулось с противодействием со стороны фашистских организаций (так, за неделю до Конгресса в Италии сторонники Национальной фашистской партии во главе с Б. Муссолини провели Марш на Рим). Среди присутствующих на 4 конгрессе коминтерна был Георг (Дьёрд) Лукач - венгерский аристократ, сын банкира, который стал коммунистом во время Первой мировой войны и в дальнейшем окажет свое влияние на раннюю франкфуртскую школу. Он был хорошим теоретиком-марксистом и разработал идею "революции и эроса", где половой инстинкт использоваться в качестве инструмента уничтожения фундаментальных основ «старой жизни».
Изначально целью создания Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне, открытый в 1924 году, являлось исследование марксизма. В 1931 году, когда институт возглавил Макс Хоркхаймер (1895-1973), начался явный отход от ортодоксального марксизма и разработка новой теории. В развитой в 30-х гг. ХХ в. критической теории сочетаются элементы теории Маркса (особенно ее «гегельянская» часть) с идеями З. Фрейда. Таким образом основная тенденция — смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Гармоничное «сложение» столь несхожих концепций привело к необычной для социологии теории, в которой от марксистской осталась лишь идея критики капитализма. Но капитализм со времен Маркса сам слишком изменился – и критической теорией уже индустриального общества оказался фрейдо-марксизм.
С приходом нацисткой партии в Германии сотрудники института, большинство из которых составляли евреи, вынуждены были эмигрировать. В 1933 г. они сначала перебрались в Женеву и Париж, а позднее в США. Основной объект критики школы все тот же – капиталистическое общество, только теперь франкфуртцев более всего интересует такая его разновидность, как появившийся в Германии национал-социализм. Первое время в США «критический пыл» слега ослаб, но ненадолго – Америка также быстро разочаровала европейских беглецов. Теперь они в наибольшей степени сосредоточили свое внимание на критике тоталитарного общества, обнаружив его истоки в специфике самого капитализма, его способов воздействия на личность, что подтвердили эмпирические исследования, проведенные Адорно. В институте социальных исследований в Лос- Анджелесе работают Хоркхаймер и Адорно, Маркузе, Фромм, Лёвенталь и Виттфогель преподают в различных университетах Америки где последние остаются там жить и работать даже после войны. В 1949 году Хоркхаймера и Адорно решили вернуться во Франкфурт.
Теория
Основная социологическая и социально-психологическая тема франкфуртской школы — теоретическая концептуализация понятия «авторитарная личность» (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социологического исследования доказать, что ему действительно соответствует определенная человеческая реальность.
1. Культурная революция
Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную тоталитарную Систему управления, в которой ввиду отсутствия пролетариата революционная роль преобразования общества переходит к интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счёт распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.
Несмотря на Российский позитивный опыт октябрьской революции в глазах немецких философов Россия оставалась периферийной страной, а приход к власти Сталина показал примитивный уровень советского авторитаризма. Поэтому советские методы борьбы с капитализмом не подходили для “Олимпа культуры”, подарившего миру Канта и Ницше. Таким образом основная действующая сила культурного Марксизма возлагалась на студентов и интеллигенцию, лишённых привилегий элиты.
Грамши в своих работах о Гегемонии говорил:
Если в России старый строй опирался только на аппарат насилия, на Западе, наряду с армией, полицией, судом, сложилась целая сеть учреждений, воспитывающих трудящихся в духе послушания буржуазии, сложилась система традиций, моральных норм и устоев, которые крепко держат трудящихся в рамках капитализма.(с) Антонио Грамши, Итальянский Коммунист, (1891 - 1937)
Кстати, ответ Маркузе на вопрос принятия великим немецким народом нацизма заключался в том, что это особый путь модерна, а в представлении Адорно и Хоркхаймера, это отнюдь не варварство, разрушившее благостное течение вещей, но закономерный итог развития капиталистической цивилизации, потребления, жадности и т.п
2. Моральные и нравственные устои
В Венгрии в 1919 году, Дьёрд Лукач, будучи наркомом по вопросам культуры занялся так называемым «культурным терроризмом». В рамках этого терроризма он ввел радикальные программы полового воспитания в венгерских школах. Венгерских детей обучали свободной любви, половому акту, внушались идеи об архаичности семейного уклада, устаревшей природе моногамии и ненужности религии, которая лишает человека всех удовольствий. Женщины тоже были призваны восстать против сексуальных нравов того времени. «Культурный терроризм» Лукача был предвестником того, что позже, во времена политкорректности, пришло в американские школы. В дальнейшем эти идеи так же отразятся в теории Франкфуртской школы, которые были замечены еще в переписке Троцкого и Ленина, 1911 г.:
Троцкий: «Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека. Пока существует такое угнетение, не может быть и речи о настоящей свободе. Семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила. Надо подробнее говорить об этом рабочим…»
Ленин.«…И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты… Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят»
Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность» описывает связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями, где приводит типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Так же Т. Адорно заявляет, что авторитарная личность является продуктом патриархальной семьи, эта идея напрямую заимствована у Ф.Энгельса, которую он изложил в своей знаменитой работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
В «Авторитарной личности» были разработаны шкалы для анализа скрытых сложных характерологических комплексов: фашизм, политико-экономический консерватизм, антисемитизм, этноцентризм — все это разновидности авторитарной личности.
По итогу Основные социологические принципы участников школы:
-Равноправие полов
- Низвержение авторитета отца, отрицание традиционных семейных ролей отца и матери, лишение родителей их права быть главными и первичными воспитателями своих детей
- Отмена всех форм мужского доминирования – и как следствие, присутствие женщин в армии.
- Объявление женщин "угнетенным классом" и мужчин "угнетателями".
- Толерантность
- размывания национальной идентичности
- толерантность к сексуальным девиациям (что особенно отразилось в Маркузе: «Репрессивная толерантность»)
Согласно американскому республиканцу Бьюкенену, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и Э. Фромм превратили марксизм из экономической доктрины в инструмент ниспровержения морали. Но данной идеологии требовало послевоенное время: в СССР развенчание культа вождя, в Германии происходит Денацификация (мероприятия, направленные на очищение послевоенного общества и сфер жизнедеятельности от влияния нацистской идеологии), при этом политика “Преодоления прошлого” происходит в течении всего 20 века, коснувшись не только стран союзников Германии во второй мировой.
Влияние на общество
Идеи новых левых были благоприятно приняты европейским обществом в 70-х во время забастовок в Европе. Тогда социальный кризис во Франции (Май 1968), начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку. Привёл в конечном счёте к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. арикатурное изображение "Фракция Красной Армии"
В Германии в 1968 году была создана немецкая леворадикальная террористическая организация Фракция Красной Армии (RAF) которая просуществовала 30 лет. За это время организация взрывала здания, брала заложников, уничтожала высокопоставленных чиновников, сотрудничала с Армией Освобождения Палестины (ФАТХ).
В Италии в 1970 году была создана подпольная леворадикальная организация, действовавшая в Италии до конца 1980-х годов. Численность Красных бригад доходила до 25 000 человек, занятых различной деятельностью, как партизанской, так и полулегальной, обеспечивавшей функционирование боевых групп.
Считается так же, что идеи франкфуртской школы в последствии стали причиной геноцида в Камбодже с 1975 по 1979 год, где примерно погибло от 1,7 до 3 млн человек (от четверти до более чем трети населения)