Найти тему
Сунгирский

Род.

   "У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы от всех отъединиться" (Игорь Тальков).
  
  В одно из своих автопутешествий прошедшего лета проехал я тысячу с лишним километров на северо-восток от Москвы. Чтобы отыскать там урочище  Ильинское. (Ныне совершенно  обезлюдевшее). И увидеть наконец этот храм.
"У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы от всех отъединиться" (Игорь Тальков). В одно из своих автопутешествий прошедшего лета проехал я тысячу с лишним километров на северо-восток от Москвы. Чтобы отыскать там урочище Ильинское. (Ныне совершенно обезлюдевшее). И увидеть наконец этот храм.
-2

...В этом храме, почти 80 лет назад крестили, при рождении, мою маму.

4.А прежде неё, поколения её предков (а, стало быть, и моих) здесь же крестили, венчали, отпевали...

5.Храм возведён на возвышенности, доминирующей над окружающим ландшафтом. Вид, открывающийся на окрестные лесные холмистые дали, - красоты неописуемой. Навсегда запоминающийся. И храм эту красоту венчает. Возвышает до завершенной гармонии. - (Повод восхититься эстетическим чутьём своих предков). (Как назло, в этом месте сел акк. фотоаппарата).

-5


Мама родилась в 1938-м году. А увезли её отсюда примерно в 1944-м. Т.е., покинула она эти места в возрасте лет шести. И больше никогда здесь не была. Но всю жизнь вспоминала эти места. От своего патриархального детства мама дожила до времени космических перелётов и смартфонов. Но свои первые шесть лет жизни, прожитых на своей исторической родине всегда помнила. Рассказывала о них.
Часто, в детстве, слышал от неё эти рассказы. Слышал, впрочем, в полуха. Тогда мне эта патриархальщина про синие поля цветущего льна, лебедей на речке, Ночной Чернянице (какое название, блин!) и алые от земляники поляны была совсем не интересна. Я же космос собирался осваивать. Но, вот с возрастом свою работу в испытательном космическом центре я вспоминаю всё реже. А мамины рассказы - всё чаще. Как оказалось, я много чего из них - таки запомнил.

...Ходил по храму, представлял себе пяти-шестилетнюю кроху (наверное, похожую на эту. Фото из сети). С русой косой, в домотканом льняном праздничном сарафане и трогательных детских, дедом сплетённых лапоточках.

Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

Когда-то она со своими родными приходила сюда к престольным праздникам. И припомнились там строки из "Велмы":
"Девочка, просто дай мне тебя воспеть, линией губ поднимаясь в твой Светлый Храм. Брошенный и разграбленный, на ветру, без аналоя и эха священных слов. Знай, что все дороги ведут к Нему, а не в какой-то там город семи холмов"...

...Один реставратор северо-русских храмов однажды сказал: "Дело - не только и не столько в Вере. Наши храмы, они - как блок-посты. Сдал блок-пост, - освобождай территорию". Здесь блок-пост сдан. Территория ...освобождена. В радиусе километров 15-ти - лишь брошенные деревни бывшего прихода. (Ближайшее от храма селение, почти вымершее, до которого возможно доехать на машине, - в семи км. Дальше - лес с заболоченными участками, не проходимыми даже для внедорожника. Только пешком, аки пилигрим...).

-8


У храма нет и никогда не было кладбища. (Потому, что холм, на коем он воздвигнут, в древности славянской, был ведическим капищем). Оно (кладбище) - примерно в километре от храма. Прямо в лесу, тёмном и мрачновато - таинственном. Довольно обширное, уходящее далеко вглубь леса. Давно заброшенное и почти скрытое подлеском. Захоронения - прямо между деревьями, многовековыми елями. Такой расклад мне и прежде доводилось видеть на Русском Севере. Когда христианский храм стоит на возвышении, а плакида (кладбище) - ниже, на некотором от него расстоянии, в лесу, среди деревьев.
...Ходил по погосту. Искал на ещё читаемых кое где надписях фамилию предков. Она там есть, встречается.

-9

Девичья фамилия мамы - Предеина. Нашёл две версии, объясняющие её происхождение.
1. От древнеславянских имён Предислав (предвестник славы), либо Предимир (приводящий мир, миротворец)
2. От одного из эпитетов богини Макоши "Прядея" (Пряха). Той, что со своими помощницами, сёстрами Долей и Недолей, прядёт нити славянских судеб.
Второй вариант мне импонирует больше. Потому, что, получается, обе фамилии дедов - ведического происхождения. От имён женских божеств. Но по обоим версиям выходит, что фамилия древняя, дохристианская. Ещё- с ведических времён.

-10


Путешествуя по покинутым, обезлюдевшим весям Руси, пытаюсь постичь содержание того духовного стержня, коим русские крестьянские роды (и мой, в частности) осмысливали в веках своё бытиё на этой земле. Он ведь был! Его не могло не быть. Жизнь-то была не щибко щедрой на радости. А трудов и лишений было - в избытке. Пахать, строить, воевать. Как без духовного осмысления-то?! А с ним (смыслом духовным) шли без ропота. Пахать - так пахать. Воевать - так воевать. (А знаете? В Великую Отечественную в Москве например брони от призыва имели 45%военнообязанных. В тыловых городах Сибири - около 30%. А колхозное крестьянство - не более 5%. Т.е. основную солдатскую массу в той войне опять же крестьянство составило. Кровю русского крестьяниа та Победа была завоёвана. А ныне - ни деревень, ни крестьянства. А от солдат - лишь брошенные обелиски в брошенных деревнях. Без войны обезлюдевших...).

4.

8.
8.
9.
9.

10.

Нашёл я и место, где была мамина деревня. (Прямоугольники зарослей крапивы и иван-чая ещё отслеживают места, на которых прежде стояли дома).
По архивным данным за 1891-й год, в деревне было всего несколько дворов. Все - Предеины. (Т.е., видимо - родственники). Деревня была, в общем, зажиточная. По данным за тот же 1891-й год, в каждом дворе имелось по 6 голов крупного скота. (Т.е., коров, лошадей. Овец, свиней и пр. мелкую живность вообще не учитывали). Земли - по 21гектару (в персчёте с десятин).

Околица маминой деревни. Может, про это поле, синее от цветущего льна, она рассказывала мне в детстве?...
Околица маминой деревни. Может, про это поле, синее от цветущего льна, она рассказывала мне в детстве?...

2.

Потом - рРеволюция - раскулачивание - колхозная кабала - ВОЙНА.

3.

Дед до окончания войны не довоевал. В 43-м, на Курской Дуге пулемётная очередь пришлась ему по обеим ногам. Выжил. даже ампутации избежал. (Благодаря профессору медицины, лауреату Сталинской премии, архиепископу Войно-Ясенецкому. Канонизированному ныне, как Святитель Лука). Но был дед уже - не боец. Комиссовали. Мама вспоминала, как его, ещё лежачего, привезли из госпиталей домой, в деревню, на конной подводе. Дома долечивался.

Статус фронтовика дал ему возможность выйти из колхоза, покинуть родовое крестьянское гнездо, полуголодное колхозное существование и перебраться с семьёй в город.

Ночное фото урочища Ильинское. Светлое пятно поцентру - Луна. Что за рой "свелячков" в левой части кадра? - Не знаю.
Ночное фото урочища Ильинское. Светлое пятно поцентру - Луна. Что за рой "свелячков" в левой части кадра? - Не знаю.

...Ещё собираясь в Ильинское, я решил: надо обязательно провести там, на месте родовой деревни ночь. Почти не спал. Это - ночное фото. (Про пережитые там ночные мистические навороты - как- нибудь в другой раз).

Ниже - фотографии из краеведческого музея в тамошнем местном райцентвре. Это - старинный русский городок, километрах в ста от моей родовой деревни... Выкладыаю их к тому, что ...дед всё это умел делать. Лепить посуду, плотничать, плести лапти, валять валенки, пахать, сеять, изготовлять конскую сбрую, налаживать ткацкий станок - словом, был КРЕСТЬЯНИНОМ русским. Человеком с высшим крестьянским образованием. Коему с рождения обучались в русских деревнях.

4.
4.
5.
5.
Гусли произвели на меня просто потрясающее впечатление. Ведь, судя по количеству колков, звукоряд этого народного музыкального инструмента сопоставим со звукорядом фортепьяно.
Гусли произвели на меня просто потрясающее впечатление. Ведь, судя по количеству колков, звукоряд этого народного музыкального инструмента сопоставим со звукорядом фортепьяно.

6.


 Ткацикй станок в дедовом доме был. Наверное, такой же, как в местном музее. А приданое дочери заключалось в двух таких таких же сундуках. Я их с раннего детства помню. Только мамины красивее были отделаны...
Ткацикй станок в дедовом доме был. Наверное, такой же, как в местном музее. А приданое дочери заключалось в двух таких таких же сундуках. Я их с раннего детства помню. Только мамины красивее были отделаны...