Найти тему
Морская коллекция

Легкие крейсера . Самые красивые скауты.«Эдвенчур».

Британский флот к началу 20-го века сформировал две концепции крейсеров-одна предназначалась для защиты торговых коммуникаций,а вторая- шустрые небольшие крейсера-разведчики для службы при эскадре,борьбы с вражескими эсминцами и лидирования своих флотилий эсминцев. Воплощением второй стали крейсера-скауты (англ. scout — «разведчик») . Основоположником их стал уже рассмотренный "Аметист".Но к его проекту у Адмиралтейства были определенные претензии,заказ на следующие 4 крейсера типа "Джем" отменили и поиски продолжились.

Для отработки идеального образца Адмиралтейство пошло на нетрадиционный для крейсеров,но хорошо отработанный на эсминцах маркетинговый ход. Четырем частным верфям были выданы заказы по два крейсера-скаута. Кроме общего техзадания и эскиза все остальное отдавалось на творческие поиски конструкторов верфей. Смысл был в сборе наиболее удачных технических решений со всех фирм.

Верфи получили лишь общие требования к проекту, без подробной деталировки и чертежей. Именно поэтому формально принадлежащие одному классу крейсера стали относить к 4 различным классам. Задание ограничивало максимальное водоизмещение 3000 тоннами, скорость не менее 25 узлов, малую осадку для действий в прибрежных водах, дальность хода не менее 3000 миль, наличие бронепалубы не менее 38 мм и установку 2 торпедных аппаратов, 10 пушек калибра 76-мм и 8 — 47-мм. экипаж должен был составлять 268 человек, а стоимость постройки не превышать 300 000 фунтов. Верфи, получившие задание на постройку, имели опыт проектирования эсминцев, поэтому все 4 подтипа крейсеров-скаутов по сути были эсминцами, оснащенными более мощным пушечным вооружением и бронированием.

Восемь скаутов вошли в историю как крейсера класса Sentinel (часовой). Заказы получили «Армстронг», «Фэйрфилд», «Кэммел Лэйрд» и завод «Виккерса» в Бэрроу-ин-Фернесс . В 1903—1904 годах на верфи Vickers были заложены «Sentinel» и «Skirmisher», на верфи Fairfield — «Forward» и «Foresight», на Cammell Laird «Pathfinder» и «Patrol» и, наконец, на верфи Armstrong Whitworth была начата постройка «Adventure» и «Attentive».

Изначально первый корабль армстронговской серии должен был называться "Eddystone", но при закладке название было изменено на "Adventure". В серии было построено два корабля: HMS Adventure и HMS Attentive (авантюрный и внимательный).

Неудивительно, что все пары оказались мало похожими друг на друга Армстронг решил сделать Adventure четырехтрубным, с изящным клиперским форштевнем, самым легким и обладателем самого элегантного силуэта,тогда как остальные строители ограничились тремя трубами и сохранили таранную форму носа. Кроме того, компания Armstrong установила две шестицилиндровых паровых машины, в то время как остальные верфи использовали четырехциллиндровые . Устанавливались только паровые машины,так как к моменту закладки «скаутов» прекрасных результатов, достигнутых «Аметистом», оставалось ждать еще около года.

Наиболее консервативным оказался «Фэйрфилд», оставив привычную архитектуру с полубаком и полуютом Прочие ограничились высоким полубаком, в результате чего небольшие крейсера приобрели стремительный «миноносный» вид, надолго ставший отличительной внешней чертой британских (а потом и всех прочих) «разведчиков». Творческое разнообразие проявилось и в бронировании. Требование Адмиралтейства формулировалось как «37-мм броневая палуба или эквивалентная бортовая броня». «Армстронг» пошел по традиционному пути, правда, сумев «выкроить» 51-мм скосы, корабли «Виккерса» полностью соответствовали спецификации (палуба с 37-мм скосами), а вот две другие пары обзавелись 51-мм бортовыми поясами — впервые на малых крейсерах. И здесь каждый строитель пошел своим путем. «Фэйрфилд» снабдил «Forward» и «Foresight» более протяженным поясом вдоль машинных и котельных отделений, тогда как лэйрдовские «Pathfinder» и «Patrol» ограничились коротким, только напротив машин Остальная часть корпуса прикрывалась обычной палубой со скосами.

Удачные действия русского крейсера "Новик" в русско-японской войне и начавшийся резкий рост эсминцев в размерах , вооружении и скорости (особенно с переходом на турбины) ужесточили требования к скаутам-скорость в 25 узлов не позволяла им при лидировании даже догнать свои эсминцы,а 76 мм пушки с борьбе современными эсминцами не давали никакого выигрыша в огневой мощи. В итоге англичане вскоре заменили трехдюймовки на 9 102 мм орудий.

В первую мировую войну на фоне 21-25 узловых дредноутов и 35 узловых эсминцев 25 узловые "скауты" просто потерялись и их использование ограничилось патрульной и конвойной службой.

Наиболее известным в истории из восьмерки остался «Патфайндер», да и то по печальному поводу: он оказался первым надводным кораблем, погибшим от торпеды подводной лодки.

Дальнейшее же развитие скаутов Адмиралтейство поручило государственной верфи в Пемброке ,озадачив ее доведением до нужной кондиции новых проектов крейсеров-разведчиков. Для этого корабли заказывались небольшими сериями: сначала парами, причем между первой и второй имелся двухлетний промежуток, вроде бы достаточный для внесения необходимых изменений.

«Эдвенчур»  HMS «Adventure»заложен 7 января 1904 г., спущен 8 сентября 1904 г., в строю с октября 1905 г., продан на слом 3 марта 1920 г.

«Эттентив» HMS «Attentive»заложен 8 января 1904 г., спущен 24 ноября 1904 г., в строю с октября 1905 г., продан на слом 12 апреля 1920 года.

Водоизмещение 2640 т. Длина 120,4 м. Ширина 11,66 м. Осадка 3,74 м. Бронирование-палуба: 19-51 мм ,пояс 51 мм,рубка: 76,2 мм. Двигатели-2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов Ярроу,16 000 л. с. Движитель- 2 винта. Скорость хода 25 узлов. Дальность плавания 2370 миль на 10 узлах. Экипаж 268 человек. Вооружение-10 × 1 — 76,2-мм QF 12 pounder 18 cwt , 8 × 1 — 47-мм QF 3-pounder Hotchkiss
В 1911/1912 годах перевооружены на 9 × 1 −102-мм Mk IV , 6 × 1 — 57-мм QF 6-pounder Hotchkiss . Минно-торпедное вооружение-2 × 1 — 457-мм торпедных аппарата Mark VI

В 1911—1912 годах оба корабля прошли модернизацию. Вместо 76-мм орудий были установлены 9 орудий калибра 102-мм, а вместо 47-мм пушек Гочкисс 6 пушек 57-мм. Кроме того были заменены приборы управления артиллерийским огнем и изменено расположение служебных помещений, а также установлено отопление в офицерских каютах.

Во время войны «Attentive» ,служивший в Дуврском патруле ,вместо трех 102 мм получил две 152 мм/45 оставшиеся от японских заказов, и несколько зениток.

HMS «Attentive»
HMS «Attentive»

Армстронг сделал для Королевского флота очень красивые корабли. Четырёхтрубные, с высоким коротким полубаком и изящным клипперским форштевнем. Корпус разделялся на 15 водонепроницаемых отсеков. Подобный силуэт стал традиционным для большинства британских крейсеров построенных до Первой мировой войны.

«Attentive»
«Attentive»
«Attentive»
«Attentive»

Двухвальная силовая установка состояла из двух шестицилиндровых паровых машин тройного расширения системы Маршалла-Алена (Marshall-Allen) и двенадцати котлов Ярроу общей мощностью около 16000 л.с Паровые машины данного типа редко использовались в военном флоте,но зато из-за большего количества циллиндров удалось снизить высоту силовой установки. «Эдвенчур» показал на мерной мили скорость 25,45 узла, а в среднем на всем протяжении испытаний 25,422 узла. Дальность плавания на 10-узловом ходу 2370 миль.

Вооружение -из десяти трёхдюймовых пушек и восьми 47-мм пушек. В 1911—1912 годах корабли были перевооружены на 9 102 мм орудий Mk IV с 31-фунтовыми (14,06 кг) снарядами с начальной скоростью 722 м/с. После перевооружения водоизмещение возросло примерно на 15 тонн.

Система бронирования предусматривала 19 мм палубу со скосами 51 мм. Бронирование рубки 76 мм.

В 1909 году установлен прибор управления артиллерийским огнем телефонного типа. В 1913 году смонтировали прибор управления артиллерийским огнем Vickers Mark III F.T.P. стрелочного типа,уже знакомый нам. ТУТ.

-6
-7

Adventure
В строю с октября 1905 года,служил в метрополии, флагманом 1 и 2 флотилий эсминцев. В 1910 столкнулся со своими же эсминцами,пришлось ремонтироваться.Потом был и в 3-й крейсерской флотилии и в 6-й флотилии эсминцев. В мае 1915 года пять из семи сохранившихся «сентинелов » (
Sentinel, Skirmisher, Adventure, Forward и Foresight ) сформировали 6-ю легкую крейсерскую эскадру для патрульной службы у восточного побережья против налетов цеппелинов . В 1915-17 находился на военно-морской базе в Квинстаун (Южная Ирландия) в роли флагмана, 26 декабря 1915 принял участие в спасении экипажа парохода "Huronian". В 1918 занимался сопровождением конвоев в Гибралтар . Распилен на металлолом 12 апреля 1920 года.


-8

-9

Attentive
в строю с октября 1905 года, находился в резерве ,в июле 1909 назначен лидером 3 флотилии эсминцев,затем служил во 2-й . После модернизации в августе 1912 года вошел в состав 3 флотилии легких крейсеров.

Провел большую часть войны в составе патрулей в Дувре. 7 сентября 1915 года стал одной из первых жертв воздушной бомбардировки во время обстрела Остенде британской эскадрой ,потери - двое убитых и семь раненых .Участвовал в рейде на Зебрюгге 25 апреля 1918.
В конце войны сопровождал конвои в Гибралтар.

В 1918 участвовал в походе к северным портам РСФСР, заходил в Мурманск, Беломорск и Архангельск летом 1918 года.1 августа 1918 ,в составе союзной эскадры,участвовал в захвате острова Мудьюг . На острове имелись две береговые батареи (8 орудий), прикрывавшие основной фарватер к городу с 35 матросами . Крейсер сделал около 30 выстрелов по батарее(не попал),ответный огонь "поразил переднюю дымовую трубу на "Аттентиве" примерно в двенадцати футах над верхней палубой. Этот снаряд сильно повредил трубу".На острове Мудьюг нынче открыт музей демократии Мудьюгского концентрационного лагеря 1918—1920 годов ,созданного интервентами для местного населения.

За время службы при столкновениях потопил один (HMS Gala ) и повредил два своих эсминца (Quail и Ribble ).
27 октября 1918 вернулся в Портсмут, списан из состава флота 9 декабря 1918 и продан на слом.

HMS_Adventure_and_HMS_Ganges
HMS_Adventure_and_HMS_Ganges
«Attentive»
«Attentive»

Армстронговские скауты вошли в истории как одни из самых изящных легких крейсеров. Технически они были вершиной того,что можно получить от крейсера с паровыми машинами. В новой ,турбинной эпохе,им уже места не было,но они стали этапом развития легких крейсеров и в Британии и в других странах.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.