В отдаленном уже прошлом, пришлось разбирать один случай...
Получаю звонок от командира: мол, в Варне "накосячили", жди "расшифровку"! Спойлеры забыли подготовить для автоматического выпуска при посадке (то есть, рычаг не установили в положение "ARM"). Думаю: ну, невелика беда, если вручную всё же выпустили.
Уточню: невелика, если физический процесс рассматривать. Если спохватились и выпустили вручную после посадки – хорошо! А вообще-то, проверка спойлеров входит в перечень карты контрольных проверок, которую пилоты выполняют перед посадкой. То есть, налицо факт: контроль был формальным.
Если он был…
Приходит "расшифровка". Увидев ее содержание, глаза мои полезли на лоб! Какие там спойлеры?!! Там посадка с непосадочным положением закрылков 25! Изучаю, как проходил полет до посадки: очевидно, что снижались они выше профиля (в Варне это частое явление) и отчаянно догоняли его, выпуская шасси и закрылки. Свистели-свистели и догнали примерно на тысяче футов. А затем, как летели с закрылками 25 (их иногда используют для гашения скорости перед выпуском в посадочное положение - 30 или 40), так и приземлились – под аккомпанемент сигнализации о непосадочном положении механизации крыла!
Теперь уже я звоню командиру, интересуюсь: как так получилось? Не слышал ничего подозрительно? Командир – в возрасте за 50, - говорит: ну, было что-то там про закрылки, звучало, но он глянул, вроде все нормально…
Спросил второго пилота, который по возрасту не мальчик, но только-только начал летать на Боинге. И в гражданской авиации тоже новичок – пришел из военной. Говорит: да, было. Пытался что-то донести до командира, но тот отмахнулся. Он подумал, что командир лучше знает, что делает и не стал настаивать. Выучка!
Так и приземлились, да.
…Этот КВС был штатным пилотом-инструктором эскадрильи. Признаться, у меня к нему накопилось к этому полету очень много вопросов: и по работе (летал он не сказать, чтобы уверенно, и уровнем знаний не блистал) и по тому, как он "учил". Откровенно говоря, был он типичным примером того, кого я мягко называю "заслуженными" или, в сердцах, "динозаврами". До Боинга он работал на различных советских самолетах, был инструктором на Ил-76…
Эта героическая посадка стала последней каплей в чаше терпения, и я убедил комэску, который уже и сам не против был (а когда-то он его и продвинул в инструкторы: заслуги, опыт, всё такое...), снять "залётчика" с должности. Тот убедил командира летного отряда (моих слов было недостаточно – молодой ведь был).
Сняли в рядовые командиры ("по собственному желанию", конечно же), но и в них он долго не задержался. Примерно через полгода случился очередной казус – при взлете он попытался убрать шасси еще до отрыва от земли, лишь стоило начать подъем передней ноги. И они начали убираться, стоило концевику на основной стойке разжаться. Благо не было просадки при взлете… И это стало последней каплей уже у начальства, разборки были шумными. "По собственному желанию" он уволился. А потом… проявился в другой авиакомпании – инструктором… Встречал его не раз в штурманской, он делал вид, что не помнит меня. Конечно же, ведь это я был виноват в его прегрешениях. Обидел ветерана… Не проявил должного уважения!
Пожимаю плечами.
...Он вышел на пенсию. И продолжил "учить" – в учебном центре.
В продолжение темы: О динозаврах в авиации